А давайте помечтаем и представим какой будет финансовый рынок Украины через 5 лет?
2024 год начался с традиционных позитивных прогнозов, ожидания роста экономики и обещаний увеличения объемов кредитования населения. Действительность вне экрана телевизора оказалась менее радужной. Нашумевшая в предыдущие годы реформа банковского сектора, в народе именуемая «банкопад» отошла на задний план уступив место эпохе «финтеррора».
Ситуация в экономике Украины пять лет назад казалась предсказуемой. В стране прошли выборы, граждане выбрали новую политическую элиту, ожидая быстрых реформ и повышения уровня жизни. «Реформирование» согласно европейским директивам и виденью НКЦБФР превратило фондовый рынок в кладбище надежд. Жестко зарегулированная Нацбанком часть банков (та, что пережила «банкопад») фактически превратилась в торговцев ОВГЗ, лишив экономику кредитования. На этом фоне небанковский финансовый рынок (НФР) стремительно развивался, доступные финансовые услуги стали нормой – ими пользовался каждый второй. Финансовый рынок, экономика, вся страна ожидали реформ. И грянул гром!
Ожидания реформ воплотились в поверхностном обсуждении законопроектов и скоростном голосовании за них. Одним из новых «реформаторских» законов стал «Сплит». Менялось регулирование на финансовом рынке: часть рынка уходила под НКЦБФР, остальной небанковский рынок переходил под контроль Нацбанка Украины. Действующий регулятор НФР – Нацкомфинуслуг, ликвидировался. НБУ получил огромные бесконтрольные рычаги влияния на финансовую систему страны вопреки Конституции и существующему законодательству.
Сказать, что оба оставшихся регулятора имели сомнительную репутацию – ничего не сказать. Фондовый рынок и банковский сектор переживали не лучшие времена во многом благодаря действиям своих регуляторов. Красивый тезис НБУ о едином подходе для банков и для финкомпаний на деле оказался маркетинговым нигилизмом. Небанковский рынок получил заведомо невыполнимые требования и неподъемные штрафы для финкомпаний. За предыдущие годы регуляторы дискредитировали себя, но продолжили разрушать финансовые рынки. Часть компаний ушла с рынка, не выполнив обязательств перед клиентами. Рынок сократился, монополизировался, количество безработных увеличилось на десятки тысяч, а стоимость финансовых услуг значительно выросла. Более 20 млн граждан Украины, которые привыкли пользоваться финансовыми услугами, внезапно обнаружили, что кредиты перестали выдать не только банки, но финансовые компании, что обязательное страхование не гарантирует ничего, но дорожает каждый месяц, что в случае сложных жизненных ситуаций взять деньги негде. Все больше компаний продолжали работать в тени, выпадая из правового поля, увеличивая хаос на рынке, сокращая поступления налогов в бюджет.
Сегодня, в 2024 году, экономика продолжает ожидать реформ. Руины финансовой системы монополизируются компаниями с иностранным капиталом. Социальное недовольство уничтожает рейтинг власти, а экономика задыхается без кредитов. После эпохи финтеррора небанковский рынок стал прозрачным, европейским и … мертвым.
P.S. Конечно, у будущего есть несколько вариантов. Всегда хочется верить, что наши действия сейчас, в 2019 году, позволят выбрать сценарий развития, а не разрушения рынка. Голосование за законопроекты – личная ответственность каждого депутата. Независимо от политической окраски, каждый депутат выбирает и определяет будущее страны и граждан, которые за него голосовали.