Контракти.ua

13786  —  23.02.10
Какие испытания ждут нового главу Кабмина
Какие испытания ждут нового главу Кабмина

Руководитель Кабмина должен обладать тремя качествами. Если отбросить в сторону «сильный-честный-умный» и смело взглянуть суровой реальности в лицо, то джентльменский набор будет таким.


Во-первых, премьер должен быть хорошо знаком с чиновничьей службой, во-вторых — быть опытным политиком и, в-третьих — знать, как легально зарабатываются деньги в стране. Осведомленность в не­ле­галь­ных способах при­ветст­вует­ся, но не поощряется. Разумеется, он должен еще много чего знать и уметь. Но мы остановимся лишь на основных критериях. Отбросив хоть одно звено, получим либо популиста, либо технаря для нужной подписи, либо неудачника на трехмесячный испытательный срок.

Беглая оценка послужных списков трех потенциальных кандидатов на премьерский пост (Бориса Колесникова, Николая Азарова и Сергея Тигипко) приводит к неутешительному выводу. Никто из них не обладает полным набором качеств, а у некоторых их вообще нет. Можно возразить, что в нынешней ситуации чего-то неординарного от премьера никто не ждет, лишь бы смог поставить экономику на ноги, и на том спасибо. К сожалению, и здесь надеяться не на что.

Недавно все три кандидата рассказали, какие экономические реформы нужны стране. Один пошел от противного. В смысле, все, что плохо, будет хорошо. И если не сейчас, то через пять-десять лет точно. Второй провел аналогии с международными антикризисными программами. Третий сделал акцент на экзотических подходах к налого­обложению. При совершенно разных взглядах на экономическое устройство государства всех троих объединяет одно: никто из них даже близко не понимает, о какой стране идет речь.

Представьте, что вы приходите в автосалон и продавцы, не сразу вычислив, с кем имеют дело, предлагают три разных автомобиля, в надежде, а вдруг купит. Один делает упор на максимально возможную функциональность, хотя требуется бюджетная машина. Второй говорит, что на таких авто ездит вся Европа, где вы ни разу не были и вряд ли попадете в обозримом будущем. А третий предлагает экспериментальную модель: если движок не отвалится, то уж точно сделает всех на светофоре. Глянув на ценники, вы бы с радостью ушли в соседний магазин. Но, к сожалению, охранник у дверей вежливо попросит взять то, что предлагают.


Удивительная вещь, но на самом деле каждый из кандидатов хорошо знает, что надо и как надо, но по совершенно непонятным причинам упорно ищет обходные пути через дыру в заборе с колючей проволокой. Как будто настоящая экономическая реформа в стране — вещь крайне опасная, и если ее провести, катастрофа неминуема. Посему о ней лучше вообще не говорить, дабы беду не накликать.


Наберусь храбрости и позволю себе предложить всего один пункт настоящей экономической реформы, а именно: сократить НДС до 10%. Согласившись на подобное «безумие», будущий премьер-смельчак рискует стать объектом насмешек для теоретиков-маргиналов и чиновников-коррупционеров. Его обязательно обвинят в непрофессионализме, невыполнении доходов бюджета, невыплате пенсий и прочих грехах. Но ведь все трое прекрасно знают, что терять нечего, потому что бюджет действительно получает те самые 10%. И это в лучшем случае. Все, что сверху оптимизируется, минимизируется и нивелируется. Вам ли этого не знать!


Да уж простят будущие премьер-министры, но все ваши с трудом выполнимые «пожелания» экономика благополучно переживет. Преодолев кризис без какой-либо поддержки со стороны властей, Украина гарантированно станет одной из самых динамично развивающихся стран в ближайшие несколько лет. Для этого вообще ничего не нужно делать. Рост ВВП как минимум на 5% обеспечен. После кризиса 1998–1999 годов темпы были просто запредельными. В 2000-м — 5,9%; в 2001-м — 9,2%; в 2002-м — 5,2%. При таких показателях уже через два года мы выйдем на докризисный уровень, а на третий его превысим. Экономическое восстановление практически невозможно остановить даже при очень большом желании. Как минимум половина предпринимателей работает в тени, а следовательно, они совершенно безразличны к правительственным инициативам. По большому счету они живут в другой стране, подчиняются абсолютно иным экономическим законам, и хуже им уж точно не сделаешь. Но если вы хотите страну действительно превратить в процветающее государство, без корректировки НДС не обойтись.
Одной этой меры будет достаточно, чтобы украинские предприятия получили неоспоримые преимущества перед иностранными конкурентами. Более того, их конкуренты очень быстро разместят свои производства в Украине. Благодаря «усилиям» НБУ на валютном рынке у нас самая дешевая рабочая сила в Европе. И если снизить налоги, Украина в прямом смысле утонет в инвестициях. Вместо распродажи золотовалютных резервов НБУ вынужден будет вводить ограничения на приток капитала.


Коррупция, конечно, не исчезнет, но, по крайней мере, сократится до разумных пределов, поскольку отпадет необходимость терроризировать предприятия. Зачем бизнесменам кому-то доплачивать, если государство больше не обдирает. И тогда все положения потенциальных премьеров реализуются сами собой: все, чего не было, появится, страна станет похожа на европейское государство, а экзотический рост ВВП приятно удивит инвесторов.

 

Текст: Дмитрий Гонгальский, главный редактор журнала «Личный счет»

Статьи по теме
Армия - в приоритете: Премьер о расходах на оборону на 2021 год
Армия - в приоритете: Премьер о расходах на оборону на 2021 год

Расходы на безопасность и оборону в 2021 году вырастут на более чем 20 млрд грн и составят почти 6% ВВП.
17.12.20 — 737

Таран рассказал о следующем этапе оборонной реформы
Таран рассказал о следующем этапе оборонной реформы

Перевод до 2022 года управленческих процессов Вооруженных сил Украины на новую доктринальную базу должен стать следующим этапом военной реформы.
25.11.20 — 1209

Премьер - о более жестком карантине: Никакой даты пока нет
Премьер - о более жестком карантине: Никакой даты пока нет

Кабмин рассматривает введение более жесткого карантина как план "Б", который задействуют в случае, если не сработает карантин "выходного дня".
22.11.20 — 978