Контракти.ua

1706  —  19.07.19
«Большая люстрация» от Зеленского: борьба за власть или ставка на контролируемый хаос?
«Большая люстрация» от Зеленского: борьба за власть или ставка на контролируемый хаос?

Радикальная люстрационная инициатива Владимира Зеленского, призывающего изгнать с должностей и закрыть на 10 лет доступ во власть всем чиновникам и депутатам, а равно и кандидатам в депутаты, занимавшим посты в период 2014-2019 годов, выглядит более чем революционно. Более того – этот законопроект будет одним из первых вынесен на повестку дня новой Верховной Рады. Его нарочитый радикализм, который, в т.ч., ударяет и по некоторым членам новой команды, пока что видится эдаким дамокловым мечом, который должен «напугать систему» и вынудить чиновников, которые в этой системе останутся, быть послушными. Хотя у подобной инициативы могут быть и иные, скрытые, мотивации. Контракти.uа анализируют, что стоит за идеей новой люстрационной кампании, и к каким последствиям этот процесс может привести.

Люстрация депутатов и мэров: правовой нигилизм или тонкая игра?

«Глубокая очистка», предлагаемая новым люстрационным законопроектом, дополняющим (но не отменяющим, что существенно) действующий закон, должна дойти до уровня сельских старост. Самое существенное отличие от предыдущей версии люстрации состоит в том, что новая волна должна коснуться всех выборных должностей, начиная с экс-президента Украины и бывшего главы парламента, и включает депутатов всех уровней и даже кандидатов на пост президента.

Эта норма, пожалуй, самая противоречивая в поданном документе, и потому на нее первую уже обратили внимания и западные критики закона, и политические оппоненты Зеленского.

В частности, послы «Большой Семерки» заявили, что «избирательные изменения и политическая ротация являются нормой в демократических странах, в отличие от невыборочного запрета всех участников исполнительного и законодательного процесса управления». Аналогичное мнение высказал и бывший посол США в Украине Стиве Пфайффер.

Зеленский начал правление в духе радикальных то ли революционеров, то ли реформаторов

Дело в том, что намерение люстрировать выборные должности нарушает ст. 38 Конституции, гарантирующую право граждан быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Юристы президентской команды, начиная с главы АП Андрея Богдана, не могут об этом не знать. Следовательно, мотивация появления этой откровенно сомнительной нормы иная. И здесь может быть несколько версий.

Первая заключается в принципе «отдай малое, чтобы получить остальное». Согласно ей, спорная норма, которая может быть исключена, к примеру, Конституционным судом в случае практически неизбежного рассмотрения им данного законопроекта, включена в документ именно с целью… быть отмененной. Тем самым будет показана готовность новой команды соблюдать рекомендации западных партнеров, подчеркнув, заодно, и независимость украинской судебной системы. Расчет делается на то, что после этого критика с Запада смолкнет, и с прочими нормами закона, равно как и с ним самим, там согласятся.

«Безусловно, новая люстрационная инициатива имеет предвыборную подоплеку, - указывает директор Украинского института анализа и менеджмента Руслан Бортник, - Она призвана мобилизовать, наряду с вояжем президента по регионам с показательным «распеканием» чиновников, несколько просевший рейтинг «Слуги Народа». Заодно очевидна и угроза Зеленского в отношении бюрократов, блокирующих, или потенциального готовых саботировать, его инициативы. Их принуждают таким способам задуматься о своем будущем».

Сюда же вписывается и предположение о том, что отмена наиболее скандального положения закона позволит «не заметить» люстрацию верхушки судейского корпуса – главы Государственной судебной администрации, членов Высшего совета юстиции, Высшей квалификационной комиссии судей и Высшего совета правосудия, на которые ни Зеленский, ни Богдан также не имеют прямого влияния.

А если Конституционный суд признает новую люстрацию не соответствующей Основному закону?

Согласно второй версии, одной из главных целей (если не главной) нормы о люстрации народных депутатов является их «принуждение к сотрудничеству» и проверка старых партийных элит и групп на готовность к договоренностям, а заодно, и прощупывание потенциала к сопротивлению. Это же относится и к вертикали местной власти: параллельно с новой люстрацией Зеленский будет намереваться ускорить и эти выборы, дабы завершить взятие под контроль всех командных высот. Заодно расширение люстрации поможет избавиться от «токсичных попутчиков» типа Арсена Авакова.

«Тему новой люстрации следует понимать, прежде всего, в терминах медиа-социальных, а не политико-правовых, - уверен политолог Алексей Полтораков, - Тем более, что во-первых, реального социального запроса на принципиальное «очищение власти» нет, а во-вторых, у новой «политической волны» уже изначально бросается в глаза кадровый голод: потенциальной замены якобы «старым» одиозным фигурам во многих случаях нет даже приблизительно, даже на уровне «любих друзів».

О том, что новой люстрацией президентская партия только навредит сама себе, говорит и Алексей Станчевский. «Наспех слепить партию из «хороших людей» - это не означает готовность к эффективному управлению. Без чиновников среднего звена, которые несут на себя основную тяжесть бюрократической работы, без опытных специалистов в тех же силовых структурах – например, МВД, СБУ и разведке, без сведущих экономистов и дипломатов осуществлять реальное управление будет очень сложно», - указывает он, ссылаясь на аналогичные проблемы, возникшие во время предыдущей люстрации.

Кроме того, внедрение расширенных критериев люстрации на уровне Рады не затронет, к примеру, таких ключевых персон «Оппозиционной платформы», как Виктор Медведчук и Вадим Рабинович: они не занимали посты в 2014-2019 годах, так что один из них вполне может претендовать не кресло спикера, и уж точно - вице-спикера.

Кто-то из них обязательно станет у руля парламента

«На расширение люстрации есть общественный запрос, и Зеленский на него реагирует, играя на противопоставлении своей партии старым элитам (мол, есть «мы» и есть «они»), - отмечает директор информационно-аналитического агентства «Рейтинг» Алексей Станчевский, - Конечно, на этом запросе уже пытаются сыграть и иные политсилы, но, судя по предвыборной социологии, у них получается слабо. Зеленскому же помогают его должность и его имидж народного любимца».

Если говорить о контроле над народными депутатами, то для обеспечения их лояльности достаточно будет всего лишь отмены неприкосновенности. Люстрация же выглядит в этом случае дополнительной «карательной мерой», которая мало что решает практически, но красиво смотрится для избирателя.

Но Алексей Полтораков за нардепов спокоен. «Депутаты не дадут себя в обиду. Скажется логика самосохранения парламентской системы, и вообще, системы представительской власти. Парламент – это ключевой конституционный орган, фактически – самостоятельная, в чем-то автономная ветвь власти, которая живет и действует по своим нормам и принципам. И «принцип самосохранения» самого парламента нельзя отменить или приостановить указом или законом. А особенно, если такой закон будет явно диссонировать с Конституцией», - уверен он.

При этом той же «Батькивщине», реши она войти в коалицию со «Слугой Народа», нужно будет выискивать из числа своих партийцев лиц, не занимавших какие-либо значимые посты до 2019 года. Конечно же, если не отменят «первую», «порошенковскую», люстрацию, о чем будет сказано ниже.

Кого минует чаша сия?

Несмотря на упоминание «топов» органов правосудия, законопроектом не предусмотрена действительно глубокая люстрация судейского корпуса. О применимости новой люстрации к судьям в законопроекте сказано очень расплывчато (предлагается снять с должностей судей, «допустивших в рассмотрении дел и вынесении решений нарушение Конвенции о защите прав человека»). Причем, понятное дело, устанавливать критерии этих нарушений будут их же коллеги, как было и до того. А ведь именно судебная система выдавала и выдает наибольшее количество скандальных решений, которые раздражают украинских граждан.

Тотальной люстрации судей не ожидается и на этот раз

«В Украине и так крайне неоднозначно идет судебная реформа, находящаяся на особом контроле у западных «стейкхолдеров». И они просто не восприняли бы желание кого бы то ни было «подчистить» судейский корпус «под себя», а тем более в оптовых масштабах, - отмечает в связи с этим Алексей Полтораков.

Кроме того, серьезные люстрационные намерения в отношении судей вызвали ли бы фактическую оппозицию новой власти со стороны всего судейского сословия. Видимо, конфликта с людьми в мантиях у Зеленского боятся сильнее, чем заговора обиженных бюрократов. Ведь новой команде предстоит отменять, корректировать и принимать слишком много решений, начиная с самого закона о люстрации, и для «правильного» или просто лояльного рассмотрения которых им нужна, минимум, не враждебная позиция судебной вертикали.

Еще показательнее, что в законе странным образом «пропала» должность первого заместителя Председателя Государственной судебной администрации. Возможное объяснение – эту должность, как выяснили журналисты «24 канала», занимает Ольга Кравченко, которая и занималась… редактированием последней версии законопроекта.

Не упомянуты в законопроекте и главы антикоррупционных органов. И Артем Сытник, и Назар Холодницкий, и Роман Труба, несмотря на очевидное попадание их в логику люстрации от Зеленского, оказались выведены за ее пределы. С учетом уровня и сути скандалов, в которые были вовлечены те же Сытник и Холодницкий, их нужно было бы люстрировать едва ли не в первой двадцатке деятелей предыдущей власти. Но, видимо, эти люди очень нужны власти новой, или же их покровители в США очень могущественны.

Холодницкий и Сытник оказались самыми неприкосновенными из топ-чиновников режима Порошенко

Возможно, дело и не в американских покровителях, а в том, что антикоррупционные органы уже сейчас готовы заняться судебным преследованием Петра Порошенко и его соратников. Во всяком случае, в ГБР заявили, что вызывают экс-президента на допрос. Это вызвало нападки на Романа Трубу, который, по словам сторонников Порошенко, был в свое время назначен как раз с нарушением люстрационной процедуры. Одновременно в «Европейской Солидарности» заявили, что Порошенко, на самом деле, не получал повесток из ГБР, а «единственным источником информации о существовании такого документа является соратник Виктора Януковича Андрей Портнов, который по негласному согласию руководства Офиса президента осуществляет незаконное «кураторство» над Государственным бюро расследований». Конечно, такое заявление следует расценивать в рамках предвыборной борьбы, но имя Портнова упоминается в связи с люстрационным законопроектом не случайно – именно он за неделю до появления этого документа писал у себя в аккаунте о такой инициативе, призывая люстрировать поголовно всех чиновников эпохи Порошенко. А совпадение идей Портнова и Богдана случайным считать никак нельзя.

«Повезло» не попасть под новую люстрационную инициативу и бывшим сотрудникам Администрации президента. При этом должность самого главы АП в законе есть. Думается, причина этой странности лежит в скандале с назначением нынешнего главы Офиса президента Андрея Богдана, утверждающего, что на него, а также на его замов действующий люстрационный закон Порошенко не распространяется, ибо их служба является не государственной, а патронатной. В новом законе «ошибка попередников» исправлена «криво» - видимо, сам Богдан, которого и называют фактическим разработчиком текста законопроекта, решил не особо противоречить своим утверждениям, и в «проскрипционном списке» оказались только экс-главы АП, а бывшие сотрудники аппарата (наверное, в чем-то ценные специалисты для Богдана) отсутствуют.

Самый могущественный на данный момент соратник Зеленского считает себя неуязвимым для любого недовольства

Наконец, закон о новой люстрации теснейшим образом связан с законом о люстрации старой. Собственно, инициатива, озвученная Зеленским, и появилась как ответ на обвинения в том, что его команда не соблюдет существующий люстрационный закон, и хочет его отметить. Зеленский же заявил, что хочет его как раз расширить. Однако «не все так однозначно»: рассмотрение конституционности «порошенковской люстрации» продолжается, и ее все-таки могут отменить, признав, тем самым, идею люстрации не соответствующей Основному Закону в целом.

В таком случае к власти могут вернуться почти 1000 чиновников времен Виктора Януковича (такую цифру называла директор департамента люстрации Минюста Анастасия Задорожная), многие из которых имеют более чем одиозную репутацию. Но вряд ли в команде Зеленского хотят такого развития событий – ведь это будет означать фактический крах всех попыток выстроить и переформатировать систему власти под себя, и, кроме того, вызовет очень серьезную волну уличных протестов, сопряженных с неизбежным противостоянием в парламенте.

«Шанс признания КСУ такого закона неконституционным - высок. И из-за этих изменений команда Зеленского может пытаться заставить КСУ признать неконституционным весь закон «Об очищении власти», - уверен эксперт Центра внешнеполитических исследований OПАД им. Никанорова Николай Марченко.

«Объявление нового этапа люстрации – политтехнологический ход, преследующий несколько целей, и, в первую очередь, призванный снять обвинения с Зеленского в том, что он тормозит или хочет отменить люстрацию в принципе, - считает Руслан Бортник, - То есть, расширение люстрационного закона призвано «прикрыть» репутацию президента – в случае, если Конституционный суд признает саму по себе люстрацию незаконной, в президентской команде только разведут руками – мол, мы же не можем противостоять решению независимой судебной власти».


Айварас Абромавичус явно не очень рад новым люстрационным инициативам

Итак, с одной стороны, законопроект о новой люстрации включает в себя выборные должности и затрагивает верхушку судебной власти, а, с другой, несмотря на внешнюю радикальность, не затрагивает определенные категории госслужащих, и очень расплывчато определяет степень ответственности судей.

Кроме того, под действие закона подпадают и некоторые члены новой команды, к примеру, глава «Укроборонпрома» Айварас Абромавичус, глава СНБО Александр Данилюк, и до сих пор не назначенный, но активно лоббируемый президентом на должность министра иностранных дел Вадим Пристайко. Их соратники, в первую очередь, Богдан и представитель президента в Верховной Раде Руслан Стефанчук заявляют, что те с пониманием отнесутся к своему уходу из власти, которую только обрели (а Пристайко еще и не получил). Что это – интриги внутри команды, недосмотр авторов законопроекта, или пока не озвучиваемое намерение вывести конкретно этих людей из-под действия люстрации (по известному принципу «кто тут еврей, решаю я»)? Недосмотр предположить сложно. Следовательно, пояснение лежит либо в области интриг, либо в предстоящем управлении люстрацией в ручном режиме.

И если верно последнее, то вывести из-под люстрации с помощью судебных решений опять можно будет практически любого нужного чиновника.

К чему приведет «великая зеленская революция»?

Отметим, что внесение люстрационной инициативы Зеленского в уже отработавшую свое Верховную Раду в последний день ее работы – откровенно популистский акт. Такое действие должно было лишний раз показать непросвещенному в тонкостях работы парламента избирателю, что старая Рада не хотела работать с законопроектами от Зеленского. Безусловно, в новый состав Рады закон внесут снова – такова процедура. И здесь возникает первый вопрос: какова будет скорость его принятия?

Нельзя просто так взять - и люстрировать...

Прежде всего, закон должен пройти все тернии парламентских комитетов. А на их формирование, даже при самом ускоренном режиме, уйдет не меньше месяца, а то и больше. Затем начнется собственно рассмотрение. Прогнозируемо, что вокруг столь чувствительного для бытия бюрократической системы и всей структуры госуправления закона, тем более спорного в самой своей основе, развернутся нешуточные баталии. Законопроект так и «просится» быть отправленным на согласование в ту же Венецианскую комиссию, и одновременно с ней – в Конституционный суд. Так что принятие его – дело не столь стремительное, как хотелось бы Зеленскому.

Второй вопрос - последствия рассмотрения в «Венецианке» и КС. Возможные результаты этого уже частично были описаны выше. Вполне вероятно, что весь закон могут признать полностью либо частично неконституционным. А западные партнеры, даже если они согласятся с некоей урезанной версией новой люстрации, все равно получат очевидные доказательства, что команда шестого президента Украины позволяет себе такие же игрища с правосудием и Конституцией, как и все предшествующие команды.

«Пока что речь идет не столько о практической инициативе, на уровне целостного пакета документов с прописанными процедурами и механизмами и т.п., а о теоретическом проекте, ориентированном не на профессиональную дискуссию, а на медиа-раскрутку, - уверен Алексей Полтораков, - Более того, инициаторам этого закона его провал даже более выгоден – как дополнительная возможность списать на него часть своих проблем, упущений и недоработок».

Аналогичного мнения придерживается и Руслан Бортник. «Расширение люстрации Зеленскому, безусловно, выгодно, но оно, как не парадоксально, несет больше проблем, чем полная ее отмена», - считает он. 


Помнится, люстрация была и такой... А, может, и будет?

Тем более, что в команде Зеленского никак, по сути, рационально не аргументировали желание люстрировать чиновников времен Порошенко. В действующем законе четко прописано, что люстрации подлежат лица, совершившие преступления во время Революции Достоинства, а также лица, связанные с членством в Компартии СССР и КГБ. В новом законе вообще нет никаких мотиваций – есть только временные рамки, начинающиеся от падения режима Януковича. То есть, он выглядит как неприкрытое желание просто-напросто наказать всех членов предшествующей команды, и всех, кто был с нею связан хотя бы косвенно, в силу служебной подчиненности или выборности.

«Инициатива этого закона представляет собой сочетание пиара и прямых угроз политическим оппонентам. К сожалению, я считаю, что принятие этого закона, даже в «широкой» версии, очень вероятно, - считает Николай Марченко, - Хотя сама по себе эта инициатива неконституционна, т.к. отсутствует какая-либо реальная угроза демократии со стороны лиц, которые попадают под новую люстрацию. Опыт той же Польши показывает, что люстрация должна соблюдаться на угроза демократии, а не просто на желании изгнать из власти реальных и мнимых оппонентов».

Конечно, у электората Зеленского идея новой тотальной люстрации вызывает более чем бурное одобрение. Но неизбежен и довольно широкий фронт сопротивления принятию и применению этого закона – и состоять он будет не только из патриотически настроенной общественности и самих люстрируемых чиновников. В случае принятия закона в «полной версии» в числе оппозиционеров к Зеленскому могут оказаться практически все уровни чиновничества, лоббистских групп и местных элит, в т.ч., и ориентированных на антимайдавновские силы и Россию.

Андрей Портнов - серый кардинал режима Зеленского?

«Реакцией на внедрение этого закона может стать показательная отставка ряда чиновников с нормальной репутацией, и попадание части из них в оппозицию. В целом, реакция чиновничьей и депутатской среды будет зависеть от окончательной редакции закона, - указывает Николай Марченко, - Некоторые могут даже начать играть в институциональную независимость и игнорировать линию «Слуги Народа».

Схожего мнения придерживается и Руслан Бортник. «Такое решение действительно может объединить достаточно большое количество чиновников и политиков, создав самые причудливые комбинации и альянсы, хотя и тут возможно размежевание на лагеря «ватников» и «евроатлантистов», - указывает он.

Особенно рискованным может быть грубое вторжение люстрационных репрессий на уровень местной власти. В этом случае возможны два варианта развития событий. В первом из них такие действия Зе-команды могут вызвать, де-факто, усиление сепаратистских настроений разной силы, особенно на юго-востоке Украины и в Закарпатье. И сможет ли силовая вертикаль (также кардинально люстрированная) справиться с этими тенденциями?

Во втором варианте реакция элит на местах будет подобной той, которая уже наблюдается на парламентских выборах: политические аксакалы будут выдвигать вместо себя родственников, помощников, клиентов и иных связанных с собой лиц, выдавая эти лица за новые. Но и в этом случае неприятие команды Зеленского на местах станет довольно сильным. И лояльности в трудную минуту (а такие времена неизбежно настанут) она не дождется.

Пока что самого Портнова люстрировали с помощью студенческого протеста

«Практические шаги по люстрации конкретных чиновников будут прогнозируемо блокироваться практически на всех уровнях. В этом смысле показателен казус (не)возобновления Андрея Портнова в КНУ, когда для отмены принципиально серьезного кадрового решения хватило даже небольшого общественного протеста, - отмечает Алексей Полтораков, - Иными словами, даже до суда доходить необязательно. А насколько предлагаемый механизм окажется удобным для избавления от неугодных – вопрос принципиально иной, но он тоже стоит на повестке дня».

Не следует забывать и о возможностях украинских олигархов разного уровня, которые могут из-за новой люстрации потерять выходы на ключевые «потоки», и вынуждены будут передать их, к примеру, в орбиту влияния Игоря Коломойского. Конечно, все будет зависеть от отдельных должностей, персон и договоренностей, но в случае действительно сильного люстрационного давления на чиновничье-депутатскую среду сопротивление этому процессу может быть неформально поддержано и всеми олигархами, кроме Игоря Валерьевича (и то не факт, ибо логика его отношений с Зеленским не столь прямолинейна, как может показаться).

Разгром «евроатлантистов». Чем это грозит Украине

Если же закон примут в «сокращенной» версии, убрав из него выборные должности, и оставив только чиновников времен Порошенко, то и здесь для команды Зеленского не все может пойти так, как им хотелось бы. Хотя и для украинского государства последствия будут далеко не лучшими.

Порошенко, Парубий, Турчинов и иже с ними неизбежно окажутся в Верховной Раде, и перипетии их дальнейшей политической жизни, а равно и пребывания на свободе, будут зависеть не от люстрации, а от отмены закона о неприкосновенности, и от готовности Зеленского начать их действительное преследование, пойдя, таким образом, по стопам Януковича. В контексте же новой люстрации важнее иное – она может дать толчок девальвации начинаний и наработок эпохи Порошенко, в первую очередь, в сфере внешней политики, политики безопасности и политики национального строительства.

Порошенко уверен - грядут репрессии против его команды. И люстрация - только часть этих репрессий

Особенно критичными последствия люстрации могут быть в МИДе и силовых ведомствах, где активная проукраинская позиция (ныне де-факто, ставшая «ястребиной», в отличие от «голубиной» позиции команды нового президента) поддерживалась не только волей и мотивированностью первых лиц, но и значительной частью сотрудников, осуществлявших работу по защите национальных интересов Украины в условиях противостояния с РФ, и по утверждению курса на ЕС и НАТО.

Теперь же изгнание всех их просто по факту службы во времена Порошенко напоминает откровенную «зачистку» и даже расправу. Тем более, что новая команда уже показала: внешняя политика и взаимодействие в силовыми ведомствами – не их сильный конек.

«В случае тотальной люстрации «широким гребнем» коллапс в системе госуправления предсказуем, потому что для Зеленского структура государственного управления чужда, - уверен Николай Марченко, - А нашим врагам дезинтеграция и максимальное обострение социально-политической ситуации в Украине очень выгодны – они только этого и ждут».

Игра в имитацию: сможет ли Зеленский договориться с правящим классом

В внесением нового люстрационного закона стала понятна логика взаимоотношения Зеленского и «системы» (под которой понимается совокупность лиц, принимающих политические и экономические решения всех уровней). Это – логика «игры мышцами», основанная на желании получить «все и сразу». При этом команда президента находится в формально сильной позиции: она показательно «включает революционеров», т.к. уверена, что пока что ее интересы не учитываются в достаточной мере, а намерение застолбить себе место в правящем классе и заставить «поделиться» реализуется медленно и плохо.

Многочисленным новым или условно новым лицам, пришедшим на все уровни власти под брендом Зе-команды, нужно будет добиваться уважения и места под солнцем. Добиться его иначе, чем через расчистку и даже показательную, точечную зачистку политического поля от представителей старых элит, им будет сложно. «Пирога» ресурсов и «потоков» на всех не хватает.

«Любая люстрация – это серьезный вызов ценностям демократии, принципам верховенства права, нормам Конституции и закона. А тем более в такой сложной и неоднозначной ситуации, как наша, когда между нормами Конституции и положениями смежных кодексов и законов наличествуют явные диссонансы и противоречия, которые дают много «лазеек», - указывает Алексей Полтораков.

Под Конституционным судом требуют не отменять люстрацию. Июль 2019 года

«Опыт предыдущей люстрации уже показал предвзятость и манипулятивность такой процедуры, равно как и возможности ее обойти, - отмечает Алексей Станчевский, - Так будет и сейчас, только в более широком объеме, особенно на местах».

Сама по себе логика не только получения, но сохранения и эффективного функционирования власти предусматривает, даже при самых внешне революционных формах, договоренность между разными группами элит, и соблюдение этих договоренностей. В противном случае, ключевые игроки и политические силы начинают объединяться и сопротивляться. Понимают ли это в Зе-команде? Судя по всему, на данный момент - не совсем. Но «на помощь системе» придет элементарная… психология: любая антисистемная риторика заканчивается в тот момент, когда исповедующая эту антисистемность политсила сама не становится властью. Как только новая команда получит контроль над всей системой власти, ее мотивации прогнозируемо станут самыми что ни на есть «охранительными», а не революционными.

«Говорить о конкретном внедрении люстрации, равно как и о реакции чиновников, можно будет только после выборов. Уверен, что любой партнер «Слуги Народа» по коалиции прогнозируемо будет критиковать этот закон, и предлагать его изменить, отложить или вообще не принимать», - уверен Алексей Станчевский. 

От того, насколько быстро люди Зеленского впишутся в систему, заменив часть ее «механизмов», и отладив их работу в свою пользу, будет зависеть стабильность в государстве. Хорошо это или плохо для самого бытия государства и для людей, его населяющих – вопрос спорный. Но договоренность «пионеров» и «старой гвардии», их своеобразный пакт о ненападении, как минимум, избавит страну от очередной революционной ситуации, которой сразу же воспользуются внешние силы.

Павел Ковалев

Статьи по теме
ФСБ назвала Буданова
ФСБ назвала Буданова "законною ціллю" для РФ: у ГУР прокоментували

У Росії вдаються до погроз у бік Буданова.
вчера, 18:27 — 449

Яким категоріям громадян відмовлено у наданні відстрочки від мобілізації під час розгляду правок до законопроєкту
Яким категоріям громадян відмовлено у наданні відстрочки від мобілізації під час розгляду правок до законопроєкту

ВР продовжує розгляд правок до законопроєкту про мобілізацію — кому відмовлено у відстрочці
вчера, 17:36 — 502

Прикордонні війська збільшать на 15 тисяч. У Раді зареєстрували законопроект
Прикордонні війська збільшать на 15 тисяч. У Раді зареєстрували законопроект

Уряд зареєстрував у парламенті проєкт закону, який дасть змогу збільшити чисельність прикордонних військ України на 15 тисяч осіб.
20.03 — 248