Контракти.ua

1386  —  25.06.19
Лихорадка в новой Раде: вызовы и проблемы
Лихорадка в новой Раде: вызовы и проблемы

Скоротечная избирательная кампания, на фоне которой продолжается активный парад обещаний и информационных «вбросов» от президентской команды, а также разгораются скандалы вокруг сомнительных лиц в списках партий (в первую очередь, «Слуги народа») заставляет и на этот раз сомневаться в «осознанности» и конструктивности действий парламента 9-го созыва. Желание избирателя отдать почти половину мест в новой Раде «Слуге Народа», и значительный потенциал партии для победы на округах может привести к доминированию одной политической линии в парламенте, и положить начало действительной монополизации власти. Что может повлечь самые непредсказуемые комбинации и действия будущей оппозиции. Вероятное однопартийное большинство – не единственный вызов для нового парламента. Слишком сложные вопросы предстоит решать будущим нардепам, большинство из которых не имеют политического опыта. И если в прошедшем очерке говорилось об идеологиях и олигархическом влиянии в новой Раде, то в этот раз Контракти.uа разбираются, какие проблемы встанут перед парламентом уже в ближайшее время, и что, в целом, может ожидать его при таких обстоятельствах.

Коалиция и оппозиция: возможно все

Проходная часть писка Зеленского насчитывает приблизительно 140 депутатов. Набрать еще 80-90 для обретения простого большинства – не проблема. Конституционного большинства в 300 голосов, однако, все равно не выходит.

«Слуга Народа» получит 135-140 голосов по партийным спискам, и может получить до 100 голосов по мажоритарке, что, по моему мнению, все-таки маловероятно, - считает глава Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко, - Придется искать союзников. Уже озвучены планы возможной коалиции с политсилами Святослава Вакарчука и Игоря Смешко, а также реально добрать голоса формально внепартийных мажоритарщиков. Но партия Смешко в Раду может и не попасть. В таком случае, придется соглашаться на союз с Тимошенко».

«Главным ресурсом для коалиции я вижу все-таки мажоритарщиков, - считает генеральный директор Комитета избирателей Украины Алексей Кошель, - Эти люди намного больше «партийных» ориентированы на власть. От них избиратели ждут решений проблем на местах, что невозможно без хороших отношений с любым президентом и, особенно, Кабмином. Они же будут страховать фракцию Зеленского, если в ней начнутся проблемы с посещаемостью сессионного зала. Но и партийные союзники, конечно, будут нужны. Смешко, Тимошенко, Вакарчук рассматриваются точно».


Вакарчук исповедует схожую с Зеленским риторику, только с более национально-патриотическим уклоном

Что касается Вакарчука, то союз с ним не только логичен, но и полезен: он может успокоить национал-либеральную часть общественности, опасающуюся разворота Зеленского на евразийский курс и реванш достижений в национально-гуманитарной сфере. Более того: «Голос» и «Слуга Народа» - по большому счету, близнецы. За обеими стоят олигархи, ориентированные на Демократическую партию США. Потому ждать от Вакарчука «ястребиности» в стиле Порошенко просто невозможно. Так что этот союз – самый вероятный.

Однако и здесь есть тонкость: Пинчук, считающийся главным спонсором «Голоса», вряд ли захочет быть вечным миноритарным акционером проекта Коломойского. Давнее соперничество двух днепровских олигархов уже делает подобную коалицию стабильной.

Плюс все равно придется искать поддержки у кого-то из «стариков». И с кем бы команда Зеленского в таком случае не договаривалась – с Пинчуком, Ахметовым, Медведчуком, Тимошенко, Смешко или даже Порошенко – это будет означать учет интересов партнера - как минимум, сохранение «потоков», «схем» и людей, ответственных за эти потоки. Следовательно, Раде придется принимать решения в пользу этих игроков. Какая бы антиолигархическая и антиэлитарная риторика не звучала с ее трибуны.

«В отношении партийных союзников все будет зависеть от того, какие аппетиты будут у потенциальных коалициантов, какие портфели в Кабмине и другие важные посты они захотят, - указывает Кошель, - Чьи аппетиты окажутся наиболее реалистичными и умеренными, - тот и получит возможность стать союзником «Слуги народа».

Угрозы для «команды мечты»

Триумфальный заход в Раду может обернуться для президентской партии «головокружением от успехов» и искушением никого не слышать и не слушать, а коалициантов рассматривать как покорных младших партнеров. Что, естественно, неправильно, ибо без голосов соратников по коалиции ни одного решения провести нельзя. Прочие же партии и группы, «оттертые» в «оппозиционный угол», могут, в таком случае, начать бороться против игнорирования своих интересов и интересов своих избирателей.

«Видимо, у Зеленского уверены, что будут иметь настолько послушное большинство в новой Раде, что смогут реформировать государство как хотят, не обращая ни на что и ни на кого внимания. Это чревато проблемами, как минимум, потому, что любая оппозиция – слева, справа, и даже из центра не будет услышана. А, значит, оппозиции придется искать другие средства для отстаивания своего мнения», - указывает политолог Алексей Якубин.

Потому, если склонить Зеленского к учету интересов групп, представляемых другими партиями, не удастся, опасность раскола парламента станет более явственной. В этом случае, не исключены самые странные союзы, вплоть до варианта, похожего на молдовский. Сложно представить себе заговор Медведчука и Порошенко против Зеленского? Посмотрите на Молдову – там подобное уже свершилось.

Достаточно того обстоятельства, что либеральные ценности, превалирующие и в огромной президентской фракции, и у Вакарчука, не удовлетворяют не пророссийско-реваншистские, ни национально-патриотические силы. Да и партия Смешко, если все-таки окажется в коалиции, либерализмом отнюдь не страдает - это типичные старые бюрократы, разбавленные парой узнаваемых лиц из «новых». И, тем более, не желает скатиться на уровень маловлиятельной оппозиционерки и Юлия Тимошенко, которая так рвется в коалицию, что это становится неприлично, но встречных авансов пока не получает. А ее электорат не поймет и не примет никаких либеральных реформ.

Есть и другая, не менее важная, и критичная для рейтинга и будущности новой команды, проблема. Взяв (наконец-то) на себя полноту ответственности за состояние дело в стране, и за проведение тех самых «реформ», Зе-команда вкупе с соратниками-соперниками может начать «тонуть» в многочисленных проблемах, откровенно «лажать» и давать поводы для самой жесткой критики. Доверия населения, в таком случае, хватит, максимум, на еще на полтора года.

И если примерно половину этого срока еще будет как-то убедительно звучать ссылка на «папередников» и «саботажников», то постепенно эта аргументация перестанет работать, в то время как оппозиция всех мастей будет непрерывно критиковать любую ошибку или недосмотр Зе-команды, подчеркивая некомпетентность таких вот «слуг народа». Да и соратники по коалиции всегда будут готовы кинуть «зеленых пионеров», как только запахнет реальным неудовольствием электората, на котором можно будет сыграть в свою пользу.

Почему от новой Рады не стоит ждать продуктивности

«Ключевым противоречием следующего парламента видится его внутренняя неструктурированность и производная внешняя слабость, усугубляемые традиционно крайне невысоким уровнем общественного доверия к этой институции, - рассуждает политолог Алексей Полтораков, - Проще говоря: как только новых депутатов изберут, им почти сразу же начнут не доверять».


«Депутатов в нашей стране очень многие воспринимают даже не как «слуг народа», а как «помощников президента». Потому что у большинства населения по-прежнему существует неправильное представление о том, кто за что отвечает в Украине. За все в массовом сознании отвечает первое лицо, а депутаты только поднимают руки «за» или «против», - дополняет мысль его коллега Алексей Якубин. 

И вне зависимости от того, однопартийным или коалиционным будет большинство в Раде, уже сейчас можно обозначить основные вызовы, с которыми столкнется новоизбранный парламент.

Во-первых, существующую смесь мажоритарной и пропорциональной систем будут ликвидировать. Этого хочет команда Зеленского (хотя, кроме нее, никто особо не хочет), и это будет означать попытку конституционной реформы, а также возможного преобразования парламента в двухпалатный.

«Все разговоры о создании двухпалатного парламента пока являются только «пробным шаром», в расчете определить реакцию общества, - считает политолог Алексей Якубин, - На деле, такая реформа является очень сложной, для этого нужно пересматривать Конституцию – т.е. парламент должен переформатировать сам себя. А зачем ему это? К тому же, такая реформа обычно связывается с федерализацией - ведь в большинстве стран, где есть вторая палата (кроме Британии), она представляет интересы регионов – штатов, земель или провинций. А к федерализации в Украине у многих отношение сложное, с учетом того, что о федеративной модели с правом регионов на вето решений центра очень много говорит Москва».


Федерализация в Украине может закончиться парадом референдумов о вхождении в состав иных государств

Помимо этого, у Зеленского декларируют намерение, практически с первого заседания новой Рады, окончательно решить вопрос с депутатской неприкосновенностью, что сразу же лишает значительную часть нардепов - как «старых», так и «новых» - стимула к излишне частому пребыванию в Раде, и, тем более, к активной деятельности (потому что «как бы чего не вышло»). Значительная часть депутатов всех политических ориентаций (в т.ч. такие найдутся и в «Слуге Народа») будет либо однозначно против таких планов, либо постарается максимально выторговывать для себя комфортные условия при такой реформе. И то, что внесение таких глобальных изменений в конституцию будет делом не быстрым, и может повлечь за собой парламентский кризис, очевидно уже сейчас.

«Отмена неприкосновенности является ожидаемым ударом для депутатов. Они все морально к ней готовы, но будут искать возможности сохранить хотя бы часть своего тотального иммунитета. Потому вначале прогнозирую большие торги при работе над соответствующими законопроектами. Решение быстрым не окажется», - считает Якубин. С тем, что решение об отмене неприкосновенности не будет принято уже в первую сессию и может быть «утоплено» в поправках и торгах, согласен и Алексей Кошель.

Во-вторых, перед парламентом 9-го созыва будут стоять вопросы, с которыми напрямую связано выживание Украины. Придется решать проблемы с имплементацией Минских соглашений и реинтеграцией Донбасса (конечно же, если она вообще состоится). Этот парламент будут разрывать противоречия по поводу национально-гуманитарной политики, сформированной в эпоху Порошенко.

Закон о языке - первый, который может подвергнуться ревизии или даже отмене в 9-м созыве Рады

То, что второй, после военной, линией основных баталий в Раде станут попытки отмены и/или принятия заново наиболее резонансных законов последних 5 лет во внешнеполитической, гуманитарной сферах и в сфере исторической памяти – можно считать непреложным фактом. Тем более, что у значительной части общества есть запрос на существенную ревизию, к примеру, языкового законодательства, в то время как у другой, меньшей, но очень активной части украинцев, защита всех достижений в этой области является первостепенной целью.

В-третьих, наличие в новой Раде откровенных реваншистов – «домайданных» и «антимайданных» сил во главе с Медведчуком, Бойко и Рабиновичем, а равно их возможных конкурентов за влияние, но не по идеологическим воззрениям – группы Мураева-Вилкула-Новинского – станет вызовом не только для национал-патриотически настроенных парламентариев, но и для президентской команды.

Эти люди будут делать все, чтобы вовлечь «Слугу Народа» в формальную или неформальную коалицию с собой. Учитывая «срединную» и явно неотягощенную излишней воинственностью позицию президентской партии, они будут пытаться задавать тон фракции Зеленского, сознательно заставляя СН и самого гаранта делать выбор – либо решать вопросы в угодном им духе, либо получить жесткую критику с их стороны и гарантированный переход сторонников антимайдановского и промосковского курса в оппозицию «новоявленным бандеровцам», которые оказались «такими же, как и Порошенко».

Медведчук не оставит Зеленского в покое. Президентская партия будет под очень большим давлением путинского кума

В-четвертых, жесткая позиция небольшой фракции самого Порошенко будет консолидировать патриочески настроенных депутатов из других фракций, создавая уже с первых дней новой Рады ядро национал-патриотической оппозиции в парламенте.

Сможет ли «Слуга Народа» игнорировать эти вызовы, и удержатся в своей центристской позиции? Ведь любые колебания в ту или иную сторону уже чреваты существенным падением популярности.

«Болото» против реформаторов, или Либеральный центризм против революции

Важнейший аспект, который будет характеризовать будущий парламент – его «срединность», центризм, означающий на практике стремление нардепов в большей степени сохранить свое влияние и привилегии, чем решать сложные вопросы поддержки и восстановления государственного суверенитета Украины в условиях войны и экономического давления со стороны Москвы.

«Распределив комитеты, избрав руководство и решив другие организационные моменты, парламент в Украине обычно «затихает», а посещаемость зала под куполом падает. У нас вообще так прописан регламент Рады, что депутаты проводят на сессиях, где их работа хоть как-то очевидна людям, довольно мало времени. В остальное время они «что-то делают» неведомо где – считается, что на округах и в комитетах», - указывает Алексей Якубин.


Станем ли мы свидетелями подобных сцен и в новой Раде?

«Однако остальным политическим актерам (в т.ч., олигархам, лоббистам, всяческим «решалам» - П.К.) подобная слабость парламента видится во многом даже выгодной. Единственно, что возрастает «цена вопроса» для принципиальных решений – от бюджета и смежных финансово-экономических вопросов до кадровых назначений», - уточняет Алексей Полтораков. 

Однако называть заранее Раду 9-го созыва исключительно сборищем безынициативных и бесполезных лиц пока нет оснований – хотя бы потому, что она еще не избрана. Тем более, что тенденции «сидеть спокойно и избегать решения проблем» в новом парламенте будем будет противопоставлена другая, весьма мощная, тенденция – на революционное реформирование системы власти.

Этот запрос на перемены, причем перемены радикальные и быстрые, сопровождаемые «арестами и посадками» старых кадров и «битием по рукам» кадров новых, является еще одной линией напряженности, которая будет характеризовать новый созыв. Эту тенденцию будет воплощать весьма значительная часть парламентариев, раскиданных по всем фракциям. Революционных романтиков и идеалистов будет довольно много не только в «Слуге Народа». Существенное персональное обновление списков проходных партий, заход в Раду «второго призыва» активистов, волонтеров, атошников и прочих лиц, ранее в большой политике, либо вообще в политике, не бывавших, автоматически задает потенциал к переменам.

Пока что в «Слуге Народа» излучают понятный оптимизм. Проблемы будут впереди

При этом суть и смысл реформ эти идеалисты, которые найдутся почти в каждой фракции (особенно в СН, «Голосе» и отчасти в «Европейской Солидарности»), будут видеть по-разному. В случае сильного накала страстей может дойти и до выяснения отношений в стиле «кто тут настоящий майдановец/революционер/реформатор?». Кроме того, очень вероятно коррумпирование хотя бы части их них, превращение в лоббистов конкретных вопросов или в простых «поднимальщиков рук». Тем самым реформистский запал нового парламента будет гаснуть.

Как Раде выстоять

Как видим, уже на старте работы, исходя из ситуации с необходимостью «Слуги Народа» с кем-то блокироваться, станет понятно, насколько долговременной и стабильной может быть работа Рады 9-го созыва. Блицкриг Зеленского по взятию всех командных высот автоматически вызовет заговор элиты против него. Как минимум, его будут заставлять поумерить пыл и уважать границы чужих «владений» и полномочий. И, как только он и его команда продемонстрируют готовность к договоренностям, наших новых «младореформаторов» начнут «растворять» в общей системе сдержек, противовесов и интересов, на которых держится в Украине функционирование чиновничьей, силовой и судейской вертикали всех уровней.

Сама по себе сложность проблем, которые должен будет решать новый парламент, беспрецедентна. Работа с ними потребует у неопытных парламентариев намного большей ответственности, чем они могут себе представить.

Любая партия в Украине имеет рейтинг ниже, чем ее лидер сам по себе. Так случилось и с Зеленским и его политсилой

Ресурс доверия к партии «Слуга народа» будет падать медленно, но постоянно, тем более, что любая партия в Украине традиционно имеет меньше доверия, чем ее лидер. На фоне этого старые политические «зубры» всех окрасов будут жестко и последовательно отстаивать свои интересы и программы, понимая, что их сохранение в политике возможно только при позиции «ни шагу назад». Это означает деструктивность, которая также будет очевидна с первых дней работы новой Рады.

Павел Ковалев

Статьи по теме
Президент, уряд, парламент, ЗСУ: кому найбільше довіряють українці
Президент, уряд, парламент, ЗСУ: кому найбільше довіряють українці

Станом на кінець березня 2024 року серед державних та суспільних інститутів найчастіше довіра висловлюється до Збройних сил України (їм довіряють 96% опитаних).
11.04 — 224

Мінцифри оголосило полювання на російські
Мінцифри оголосило полювання на російські "Бастіони" в Криму та просить допомоги у зборі інформації

В Мінцифри розшукують російські ракетні комплекси "Бастіон" в окупованому Криму. Саме з них росіяни запускають експериментальні гіперзвукові ракети "Циркон", які долітають до українських міст за лічені хвилини.
10.04 — 264