Контракти.ua

1620  —  14.06.19
Атаки на танкеры: кому это выгодно, и причем тут Украина? Два авторитетных мнения
Атаки на танкеры: кому это выгодно, и причем тут Украина? Два авторитетных мнения

Два нафтові танкери загорілися поблизу Ормузської протоки, через яку на світовий ринок потрапляє більшість нафти, видобутої в країнах Перської затоки. Загоряння, як припускають, могло статися внаслідок нападу. В чому може бути причина нападу, які наслідки, і як це все може стосуватися України?

Илья Куса: Инцидент с "нападениями" на два нефтяных танкера у берегов Омана и ОАЭ – очередная попытка развязать конфликт в Персидском заливе или оправдать подготовку к нему.
Вопрос тут лишь в том, были ли эти инциденты спланированы заранее, или это случайная авария?
На самом деле, это даже не важно. В любом случае, сейчас под случившееся будут конструировать нужную реальность, использовав инциденты для манипуляций и нагнетания вокруг Ирана и продавая эту картинку через СМИ.
Может быть, в этот раз пойдут даже дальше, и используют как триггер к каким-то более решительным действиям: морским боям, блокаде, ограниченным военно-воздушным ударам и т.д.

Почему я считаю, что это не мог сделать Иран?
Во-первых, всегда смотрите, кому выгодно. В этой ситуации всё очевидно. Главные выгодоприобретатели – Саудовская Аравия, Израиль и США – архитекторы нынешней кампании по изоляции Ирана.
Основные лузеры – сам Иран + Эмираты и Оман, которым не очень нравится вся эта эскалация. Собственно, поэтому они до сих пор молчат по поводу случившегося, хотя по идее, это произошло в их водах и задавать тон информационному пространству должны именно они.

Во-вторых, до сих по непонятно, что произошло. Про-саудовские СМИ, спустя 2 минуты после появления информации о пожарах на борту танкеров, немедленно начали раскручивать идею атаки на корабли с помощью торпеды, очевидно выпущенной иранскими кораблями.
Сами компании, которым принадлежат танкеры, не подтверждают эту информацию. Кто-то говорит о магнитной мине, кто-то об обычной аварии. В общем, доказательств нет, ясности нет, подробностей тоже нет, а основные причастные – тупо молчат (Эмираты, Оман, Норвегия, Япония).
В-третьих, в Иран сегодня прибыл премьер-министр Японии Синдзо Абе в рамках своей посреднической миссии, чтобы не допустить эскалации в районе Залива. Японский лидер посетил Иран впервые за 40 лет.

И тут недалеко от берегов Ирана торпедируют два танкера, один из которых – японский. Совпадение? Или тотальный кретинизм? Не думаю.
В-четвёртых, Иран находится в позиции слабого в противостоянии с США и их союзниками. Провоцирование войны – это самоубийство, в том числе внутриполитическое. На хрена идти в лоб навстречу конфликту, дискредитируя себя в глазах той же Европы, которая поддерживает тебя?
А вот рассорить таким образом ЕС и Иран, вынудив Брюссель прекратить свою поддержку иранскому "ядерному соглашению" – это как раз очень хороший мотив для саудовско-израильско-американского блока, чего они ни когда не скрывали.

В-пятых, мы уже это проходили буквально месяц назад, когда вовсю кричали о загадочных взрывах и пожаре на четырёх нефтяных суднах в порту Фуджейра в ОАЭ. А потом оказалось, что ни пожара, ни взрывов особенно не было, а "нечто", похожее на какие-то мины, повредило танкеры. Мотив никто не объяснил, да и он уже не был никому интересен. История рассказана нужным образом – идём дальше.
Сейчас аналогичная ситуация. Истерику и панику успешно посеяли, цены на нефть скакнули вверх, кого надо обвинили, общественное мнение накачали свежей дозой дополненной реальности, повод для любых действий получили – информационно-психологическая операция прошла успешно.
Автор: Илья Куса, эксперт по международным отношениям "Украинского института будущего"

Андрій Клименко: Чому атаки на танкери в Оманскій затоці – надважлива тема для України?
Моїй карті морських загроз для України на Чорному морі (карта №1) вже 2 роки. А хрест на рекомендованих курсах на Маріуполь-Бердянськ був поставлений (як потенційна загроза) за декілька місяців до початку морської де-факто блокади Азовського моря (про те, як там зараз - сьогодні-завтра напишу).
І знаку оклика з жовтою зоною – теж майже 2 роки (білі кружечки – це захоплені російським спецназом морські бурові на нашому шельфі).


Карту №2 взяв у колеги Войтенка (maritimebulletin.net) – наші ЗМІ про це майже не пишуть, бо є звична "расчлененка" в прайм-тайм ТВ та партійні списки з розумними або красивими.

А танкер, що горить в Оманский затоці після атаки невідомо чим – це вчора, 13 червня.
І що цікаво - ніхто досі достеменно не знає, що це було: торпеда, морська міна, вибуховий пристрій під час завантаження нафтою, підводні диверсанти.
Але світовим цінам на нафту все одно - хто б це не був...

Все одно буде морським перевізникам, якщо (або коли) щось подібне трапиться на шляху між Босфором та українськими портами Чорного моря. Уявили собі, одесити, херсонці, миколаївці, кияни?
Це відповідь на питання, навіщо нам негайно та швидко розвивати Військово-морські сили. І прискорювати... Бо танками та артилерією морського диверсанта не зупиниш..

Автор: Андрій Клименко, експерт фонду "Майдан закордонних справ", головний редактор порталу "BlackSeaNews"

Статьи по теме
РФ реєструє танкери під прапорами Габону, щоб сховатися від санкцій Заходу, - Bloomberg
РФ реєструє танкери під прапорами Габону, щоб сховатися від санкцій Заходу, - Bloomberg

США посилюють санкційний тиск щодо перевізників російської нафти, тож Кремль шукає нові способи, щоб заховати свій "тіньовий флот" від обмежень.
07.02 — 303

У ВМС спрогнозували, яка доля очікує
У ВМС спрогнозували, яка доля очікує "Оленегорський горняк" після атаки дронами

Атака дронів поблизу Новоросійська стала серйозним ударом для Чорноморського флоту.
06.08.23 — 1484

Bloomberg: пов'язаний із РФ
Bloomberg: пов'язаний із РФ "тіньовий" флот нафтових танкерів скоротився вдесятеро

Флот танкерів, який створювався для тіньового транспортування російської нафти світом, скоротився вдесятеро.
12.07.23 — 999