Процветающий бизнес, собственный узнаваемый стиль, популярная продукция или услуга, много клиентов и в целом дела идут в гору. И вдруг кто-то посторонний начинает выпускать такой же продукт, точнее, некачественную подделку. Как же быть? Наверное, лучше всего обратиться в суд и отстоять свои права! Но как это сделать, если торговая марка не имеет официальной регистрации? Если владелец компании не имеет официального права запрещать производство контрафакта?
То, как будут развиваться события, трудно предугадать, так как все зависит от предприимчивости конкурентов. В любом случае это скорее всего будут затраты, потеря времени и авторитета компании, а может и необходимость смены раскрученного названия. Куда проще зарегистрировать торговую марку заранее, подав заявку еще на этапе планирования будущего бизнеса. Так защита будет гарантирована и вложения в развитие будут давать плоды, а не расходоваться впустую.
Еще один пример нежелательного развития событий – регистрация ТМ когда бизнес уже действует. Может оказаться, что имя, под которым он известен, уже занято кем-то другим и в лучшем случае заявитель просто получит отказ в регистрации и будет раскручивать новое имя. Если же товары поступили на рынок, владелец схожей зарегистрированной ТМ постарается привлечь предпринимателя к ответственности, а продукция будет изъята из продажи за нарушение прав. Каждый исход потребует денежных вложений, а также затрат времени на решение возникших проблем.
Регистрировать ТМ или нет – решение индивидуальное и каждый предприниматель принимает его самостоятельно. Практика и специалисты говорят об одном и том же – регистрировать обозначения нужно и делать это лучше в самом начале пути. Это дает гарантию защиты, уникальности, надежности в глазах потребителя.
Оформленное обозначение – это доверие потребителя и защита от недобросовестных конкурентов. Кроме того обладатель свидетельства получает важные преимущества:
На первом этапе проводится проверка уникальности обозначения. Важно, чтобы среди зарегистрированных ТМ и поданных на регистрацию заявок не было схожих названий. Это можно определить при помощи предварительного поиска. Поиск можно провести самостоятельно онлайн – бесплатно, прямо на сайте патентной компании. Такой вариант поможет сориентироваться, но не даст исчерпывающей информации, так как поиск затрагивает только базу уже зарегистрированных ТМ.
Второй тип предварительного поиска – профессиональный, проводится платно. Его осуществляет патентный поверенный, анализируя обозначение и сопоставляя его не только с оформленными ТМ, но и с теми, которые находятся в процессе. Перед регистрацией второй тип поиска является ключевым, так как минимизирует вероятность отказа по причине сходства. Если в ходе поиска не выявлено совпадений – регистрацию можно начинать, подав заявку в Патентное ведомство. Если схожие ТМ будут найдены, нужно сменить название и провести поиск повторно.
Обращение к специалисту экономит время и средства, так как в случае отказа внесенная сумма пошлины не возвращается, а процесс придется повторить заново.
После подачи заявки обозначение проходит двухэтапную проверку. Если все хорошо – выносится позитивное решение и заявитель может получить свидетельство. Если найдены нарушения – выносится предварительный отказ, который можно оспорить. Здесь также пригодятся знания и опыт профессионального поверенного, чтобы шансы на успех были выше.