Унылая вечная мерзлота — аналог финансовой системы страны. Уже полтора года она замораживает экономику, превращая в сосульки некогда динамично развивающиеся компании. Периодически они падают на голову прохожим — клиентам, партнерам и кредиторам. Разорвать цепочку «нет кредитов — рецессия — нет кредитов» почти невозможно.
Есть только один способ, граничащий с безумием: убрать весь снег, растопить льды, изменить соотношение дня и ночи. Справится ли с этой работой новый президент — вопрос риторический. Тем не менее уже сейчас можно предугадать, как именно Виктор Федорович будет менять ландшафт финансового рынка страны, кого он обогреет, а кого заставит пройтись по морозному воздуху в сторону северного сияния.
Вне всяких сомнений будет сохранена полная зависимость Нацбанка от Секретариата президента при соблюдении всех формальных признаков самостоятельного принятия решений. В этой связи совершенно не важно, кто станет «ручным» председателем НБУ. Контроль над «эмиссионным центром» обеспечивает если не решающее, то стратегическое значение для экономики. Пример осени 2008-го, когда в считанные дни нужные миллиарды рефинансирования были доставлены по нужным адресатам — лучшее подтверждение. А лучшее доказательство — борьба Виктора Андреевича с Юлией Владимировной с применением монетарных приемов самозащиты и нападения.
Также можно гарантировать, что произойдет насыщение экономики деньгами за счет печатного станка, даже если МВФ обидится и хлопнет дверью, лишив очередного транша. И дело вообще не в предвыборных обещаниях, которые можно тихо спустить на тормозах, сославшись на убогое финансовое наследство, но и в необходимости перезапуска экономики. Если считать, что представители как минимум 60% ВВП страны войдут в новую коалицию, старт кредитованию через эмиссию будет объявлен в ближайшие месяцы. Это решит стразу две проблемы. Во-первых, позволит «зарубежным инвесторам» из Кипра и других офшорных зон дорого продать валюту в Украине. Тем более что капитал можно выгодно потратить. Кому, как не «киприотам», хорошо известно, как сильно подешевели украинские активы и, главное, как эту легкую добычу можно защитить от других «иностранцев». Вливание валюты почти в тех же объемах, в которых происходил отток полтора года назад, вынудит Нацбанк включить станок на полную мощность, особенно при нынешнем курсе. Сам по себе рынок не в состоянии переварить миллиардные «инвестиции», иначе гривня превратится из самой недооцененной валюты в самую переоцененную. Во-вторых, печатный станок станет источником длинных ресурсов для клиентов банков вместо валютных кредитов их материнских структур.
Жесткая монетарная политика (любимый инструмент Виктора Андреевича в период кризиса) будет выброшена на свалку Виктором Федоровичем. В этом смысле без пяти минут президент и пока еще премьер очень похожи. Можно не сомневаться, что деятельность Надра Банка будет восстановлена, вопреки желанию Юлии Владимировны. Очень скоро появится тот самый инвестор, который из-за газовых споров не смог довести дело до конца год назад. Только спасение Надра Банка совершенно не означает хеппи-энд для всей банковской системы. Если банкиры, обладая двумя отраслевыми ассоциациями, полной поддержкой НБУ и мощным лобби в парламенте, не смогли принять законы, направленные на защиту прав кредиторов, весьма сомнительно, что за них это сделает новая коалиция. Впрочем, громких банкротств уже не будет. А с мелочью и раньше никто не церемонился.
Восстановление банковской системы будет медленным. Сначала оживут счастливчики, которым удастся получить долгосрочные ресурсы Нацбанка при условии кредитования отечественных производителей под минимальный процент. Как именно будут определены реципиенты — госбанки или дружественные финансовые учреждения однопартийцев — не столь важно. Они первыми разрушат связку «нет кредитов — рецессия — нет кредитов». И уже по мере раскручивания маховика экономики к ним подключатся остальные финансовые учреждения.
Побочный эффект восстановления кредитной активности — рост инфляции свыше 10%. Виктор Федорович легко заплатит эту цену, даже при 20%-ном взлете. Уж если во время премьерства ценовые всплески не мешали ему наблюдать за ростом ВВП, то сейчас тем более. Ведь экономика и так вырастет на 3–5% независимо от настоящего хозяина Банковой.
Текст: Дмитрий Гонгальский, главный редактор журнала «Личный счет»