Трудоголизм, или перфекционизм — самая распространенная причина депрессии у большинства бизнесменов. Потому депрессия неизбежна, если смысл жизни заключен в работе, а смысл работы заключен в деньгах.
Оксана Кобинец, Контракты
«На старте нового проекта было столько работы, что спать удавалось не больше трех часов в сутки. Спустя несколько недель столь напряженной деятельности ощущение реальности трансформировалось, мне стало казаться, что это никогда не закончится, я начала терять веру в себя и свои убеждения. В какой-то момент я поняла, что это депрессия, — рассказывает Светлана Халина, директор по развитию компании «Интер Стейт Груп». — Нужно было восстановиться, опять обрести связь с реальностью и почувствовать, что мои действия имеют смысл». Общение с друзьями и близкими не помогло Светлане. Ей стало легче только наедине с собой, когда она занялась новым видом спорта: кайтсерфингом (катание на доске для серфинга при помощи воздушного змея). После этого случая директор по развитию приняла важное решение: никогда не доводить себя до такого скверного состояния.
Трудоголизм, или перфекционизм (постоянное самосовершенствование), — самая распространенная причина депрессии у большинства бизнесменов, которые обращаются к специалистам за помощью, утверждает психотерапевт, президент Украинской ассоциации психодрамы Павел Горностай. Депрессивное состояние характеризуется общей вялостью, подавленным настроением, беспричинной тоской, снижением мотивации и волевой активности.
Контракты поинтересовались у практикующих психологов и бизнесменов, сталкивавшихся с проблемой депрессии, как можно бороться с этим недугом, чтобы выявить наиболее эффективные способы лечения.
Ловушка для бизнесмена
Чаще всего своими достижениями на работе трудоголики пытаются компенсировать проблемы в других сферах жизни. Как правило, трудоголиком движет скрытое чувство неудовлетворенности или комплекс неполноценности. Поэтому каждая неудача или ошибка воспринимается им очень болезненно; одно из возможных последствий — депрессия, поскольку в таких ситуациях просыпается заглушенное работой чувство неблагополучия. Мало того, как утверждает Павел Горностай, депрессия неизбежно настигнет предпринимателя, уверенного, что крупная сумма на банковском счету сделает его счастливым человеком. «В момент, когда миллион заработан, а счастье не появилось, наступает кризис цели и как следствие — депрессия, ведь смысл жизни для такого бизнесмена заключается в процессе зарабатывания денег», — уверен психолог.
Зато у тех, у кого, кроме бизнес-интересов и материального благополучия, есть стремление к творческой самореализации, риск депрессии сводится к минимуму. «После определенного возраста личность развивается только в том случае, если ее деятельность приносит пользу другим, а не сводится лишь к заработку. А у бизнесменов, всю жизнь работавших только ради денег, не реализовав себя ни в творчестве, ни в семье, наступает парадоксальное состояние: с одной стороны, он чувствует себя переполненным, пресыщенным, а с другой — появляется тяжелое чувство внутренней пустоты. Чтобы избежать этого, важно помнить, что работа — это еще не вся жизнь, стоит ответить себе на вопросы: «Зачем мне так много работать?», «От чего я таким образом убегаю?», — утверждает Федор Коноров, практикующий психолог. Работа ради осуществления какого-то замысла, реализация мечты приносит удовольствие и чувство осмысленности жизни. Однако «наличие задач и целей в жизни не должны становиться предметом психологической зависимости», — предупреждает Павел Горностай.
Есть несколько психологических ловушек, в которые часто попадают руководители. Бывает, что поставленная цель, например, купить коттедж, не является истинной, то есть не работает на удовлетворение реальной потребности данного человека, который в своем выборе ориентировался на моду, престиж или советы друзей. Счастье от такой «победы» всегда бывает очень кратким, поскольку удовольствие возникло не от нового дома, а лишь от самого факта достижения успеха. В результате, по определению Федора Конорова, человек оказывается в ловушке желания достичь большего. Ему приходится ставить новую цель — еще более амбициозную, сложную, недостижимую. Эта гонка может стать пожизненной и очень изматывающей.
Чтобы избежать такого развития событий, Федор Коноров советует провести ревизию достигнутого. Составить список всех достижений и попробовать честно ответить на вопрос: «Для кого я это сделал?» Результат может оказаться совершенно неожиданным. Например, выяснится, что разработка определенного проекта осуществлялась не ради развития собственной компании, а назло конкурентам, которые планировали организовать нечто подобное.
Профессиональному выгоранию, подавленному настроению, депрессии и желанию «все бросить» также способствует стремление все контролировать. Следуя этому бессознательному импульсу, руководитель не может доверить подчиненным часть своих дел и своей ответственности, и в конце концов на его плечах оказывается неподъемная ноша, что и приводит к депрессии.
В таком случае, советует психолог, менеджеру стоит честно признаться себе в том, что он может далеко не все. Можно даже написать список того, что хотелось бы уметь делать, но уже вряд ли удастся научиться этому. И посмотреть на этот перечень не с сожалением, а со спокойствием и смирением.
Мания против депрессии
Но даже если бизнесмен не трудоголик, ему иногда приходится совершать марш-броски, выкладываясь на 110%, чтобы добиться успеха. В этой ситуации депрессия тоже неизбежна, уверен Алексей Шнеер, психолог и бизнес-тренер. По его словам, чтобы осуществить рывок в работе, руководители порой «накручивают» себя до маниакального состояния. Они посещают бизнес-тренинги, после чего на волне эйфории способны осуществить трудовой подвиг. Но после каждого такого рывка вследствие перерасхода энергии наступает депрессия, которая длится намного дольше, чем период сверхактивности. «Маниакальное состояние — противоположность депрессивному. Предприниматель находится в повышенном тонусе, преисполнен энергии, уверен в своих силах и возможностях. Но это все не соответствует действительности, это иллюзия. Если бизнесмен воспитывает в себе или своих подчиненных такое маниакальное состояние, то он должен понимать, что рано или поздно оно непременно сменится депрессией», — предупреждает Алексей Шнеер.
Перерасход сил и энергии приводит к истощению организма и выгоранию сотрудников, например, когда руководитель каждый день выполняет команду «разорвись», то есть в течение дня разрывается между сотней важных дел. По мнению бизнес-тренера Елены Денисенко, выход из этого положения — хорошая система планирования, выделение приоритетов и правильное распределение должностных обязанностей среди коллег и подчиненных.
Причиной депрессивных состояний может быть не только перерасход энергии, но и ситуация, когда, наоборот, у творческой энергии нет выхода. В таком случае избыточный потенциал тоже приводит к депрессии, поскольку личность не может полностью раскрыться и самореализоваться. Творческим натурам необходимо, чтобы результат их деятельности «можно было пощупать». Поэтому, если творческий работник занимается посреднической деятельностью, он тоже периодически будет страдать депрессией, поскольку единственный результат его труда — заработанные деньги. По мнению Павла Горностая, те, кто занимается производством товаров или услуг, чувствуют себя гармоничнее.
Экономайзер для души
Вне зависимости от причин, вызвавших депрессию (кроме случаев, когда это врожденное психическое расстройство), она является сигналом того, что или цель выбрана неверно, или темп движения к цели не соответствует темпераменту личности. По словам Алексея Шнеера, от типа темперамента и характера руководителя зависит его устойчивость к возможным взлетам и падениям.
Например, активные личности быстрее восстанавливаются после неудач, поэтому могут себе позволить форсировать усилия на старте с меньшим риском подвергнуться депрессии. Но это противопоказано тем, кто склонен к размеренному существованию без особых эмоциональных всплесков. Даже если им и удастся благодаря маниакальному напору добиться успеха, то они не получат удовольствия от процесса, а результат покажется не стоящим таких титанических усилий. «Для начала нужно определить свой темперамент и тип личности и найти свою нишу. Тогда можно выяснить количество и темпы расхода «топлива», — говорит г-н Шнеер.
По его мнению, шансы возникновения депрессии можно снизить для бизнесмена с любым темпераментом, если, приступая к проекту или выбирая для себя цель, заранее понизить их значимость. Это уменьшит негативную реакцию на неудачу.
Если же депрессия все-таки возникла, специалисты рекомендуют не прибегать к помощи медикаментов, а, оставив на время даже самые важные дела, попытаться разобраться в ее причинах. «Антидепрессанты всего лишь снижают симптомы депрессии, но не лечат ее. Их назначают только в случаях клинической депрессии, которая не поддается другим способам лечения», — утверждает Павел Горностай. «Депрессия — это средство выживания», — считает Алексей Шнеер. Такое состояние может дать человеку возможность разобраться в своей жизни, ценностях и приоритетах. «Нужно принять это состояние, остановиться и задуматься — чего же не хватает в жизни для гармонии, а не рваться к искусственно поставленным целям», — указывает господин Шнеер.
Случается, в периоды депрессии руководители и бизнесмены настолько пересматривают свои жизненные позиции и приоритеты, что становятся дауншифтерами: оставляют высокую должность, маниакальную гонку за деньгами и уходят заниматься творчеством или выращиванием овощей. Кстати, занятие сельским хозяйством или любым другим физическим трудом считается одним из способов избавления от депрессии. «От депрессивного состояния помогает переключение с умственной деятельности на физическую, то есть перенаправление энергии в другое русло», — говорит Елена Денисенко. А Павел Горностай часто советует пациентам, страдающим депрессией, найти человека, которому еще труднее, и помочь ему. «Депрессию как рукой снимает», — утверждает психолог.
Практические советы
Движение — жизнь
Валентин Коваль,
генеральный продюсер телеканалов «М1» и «М2»
— У слова «депрессия» есть антоним — драйв. Драйв — это когда есть четкая цель, пусть и труднодостижимая, но есть понимание того, как ее достичь и какие навыки для этого нужны. А депрессия — либо отсутствие цели, либо незнание способа ее достижения. Частный случай — когда цель навязана, и менеджер не разделяет (не понимает) ценности ее достижения. Чаще всего так бывает, когда инициаторами выступают менеджеры нижнего звена, которые предлагают топу «тряхнуть стариной» и заняться тем, что уже перестало быть для него ежедневным занятием.
Чтобы избавиться от депрессии, нужно честно признаться, в чем ее реальная причина. Если это отсутствие цели, то стоит ее себе придумать. Намного легче пережить трудности от движения вперед, чем от топтания на месте. Если путь неизвестен, нужно начать двигаться хоть куда-то. Помню, когда-то давно в журнале «Наука и жизнь» напечатали технологию собирания кубика Рубика. В частности, был приведен математический способ решения задач, когда чередуются осознанные и случайные шаги. Его суть заключается в том, что из тупика всегда можно найти выход, если двигаться, и никогда — если стоять на месте. Я руководствуюсь девизом: «Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть». Это ключ к отсутствию депрессии.
Чужими руками
Виорел СЕНКУ,
управляющий филиала ООО «Глобинский мясокомбинат», Черновцы
— У меня однажды возникла депрессия в ситуации, когда некоторые клиенты вовремя не рассчитались за товар, что, естественно, вызвало недовольство вышестоящего начальства. Меня выбило из колеи то, что раньше меня хвалили и поощряли, а из-за такой мелочи, как задержка на месяц в оплате, отношение руководства резко изменилось. В этот период совсем не хотелось работать, даже возникали мысли написать заявление об уходе. Но я нашел способ избавиться от депрессии — общение с позитивными энергичными людьми. К примеру, я пополняю базу кандидатов на возможные вакансии и провожу собеседования. На них часто приходят очень интересные, неординарные личности, целеустремленность которых и позитивная энергетика передается мне, снимая депрессивное состояние. Еще один способ: взяться за какую-то новую несложную задачу, выполнение которой находится в чужой компетенции. Успех в этом новом деле приводит к всплеску позитивных эмоций, после которого к своим прямым обязанностям я приступаю с новыми силами.
Помни о тех, кто рядом
Сергей Барабаш,
коммерческий директор компании «Модус»
— Депрессия возникает, когда ситуация кажется безвыходной. К примеру, когда нет новых заказов, существующие заказчики «садятся на шею», а руководство, кажется, не понимает, что происходит. Очутившись в такой ситуации, я заставлял себя прийти на работу и первым делом распланировать дела, чтобы с удвоенной энергией взяться за работу.
Руководителю нужно понимать, что упаднические настроения ведут к разрушению, причем не только его жизни, но и компании и его коллег. Осознание своей ответственности за эти деструктивные процессы как раз и помогает выйти из состояния депрессии. Кстати, погружение в работу спасает от депрессии, вызванной расстройствами в личной жизни.
Я замечал, что депрессивное состояние возникает после некоторого пика активности в работе. Считаю, все дело в неправильном планировании рабочего процесса. Не имеет смысла браться самому за все сразу. Важно грамотно подобрать команду и правильно распределить обязанности. Например, когда я работал кризис-менеджером в компании по производству оконных конструкций, депрессия возникла из-за действий высшего руководства. Наделив меня определенными полномочиями, они постоянно пытались вырвать руль и действовать по своему усмотрению. Ситуацию усугубили финансовые трудности в компании, поскольку два владельца начали дележ денег. К сожалению, с этим ни я, ни мои коллеги не могли справиться, и это вводило нас в депрессию. В итоге я расстался с компанией.
Сделай паузу
Светлана ХАЛИНА,
директор по развитию компании «Интер Стейт Груп»
— Одна из причин депрессии — шок из-за того, что что-то не получается. В этой ситуации руководитель начинает мыслить неконструктивно, перестает адекватно реагировать на текущие задачи, которые до этого с легкостью решались. В итоге ему хочется просто сбежать и закрыться, где-то пересидеть, чтобы прийти в норму. Если такое состояние возникает, важно вовремя сделать паузу, передав текущие дела кому-то из коллег. Стратегические задачи лучше вообще отложить, а самому искать поддержки у близких людей. Бывает, что нужно просто выговориться, и это состояние пройдет. Поэтому очень важно, чтобы в команде работали надежные люди, которые поймут и поддержат в трудную минуту. Правда, в свое время общение с друзьями не помогло. Мне стало легче только наедине с собой и своим увлечением кайтсерфингом: скорость, ветер, чувство свободы. После этого случая стараюсь не доводить себя до такого скверного состояния.