Бизнесмены Ринат Ахметов и Борис Колесников ведут активные переговоры о создании региональной политической силы европейского образца на базе Партии регионов.
|
26 декабря 2004 года лидер Партии регионов Виктор Янукович проиграл выборы президента Украины Виктору Ющенко, набравшему 51,99% голосов. 26 марта 2006 года по итогам парламентских выборов регионалы получили 186 мест в Верховной Раде и сумели создать правительственную коалицию, Виктор Янукович возглавил Кабмин. 30 сентября 2007-го в результате досрочных выборов в Раду численность фракции ПР сократилась до 175 депутатов, Виктор Янукович стал лидером оппозиции. На президентских выборах 2009 года бизнес-крыло ПР может поддержать Виктора Ющенко… Во всяком случае, руководство Секретариата главы государства прилагает для этого максимум усилий. Назначение Раисы Богатыревой секретарем СНБОУ и сохранение status quo на Днепроэнерго, контролируемом структурами Рината Ахметова, лишь видимые результаты проделанной работы. Источники Контрактов в Секретариате утверждают, что с Ахметовым и Колесниковым активно ведутся переговоры о создании региональной политической силы европейского образца на базе ПР. Тактическая цель — усилить стартовые позиции Виктора Ющенко, которому, скорее всего, предстоит конкурировать на следующих выборах с премьер-министром Юлией Тимошенко. Стратегическая — ослабить позиции противников НАТО и сторонников предоставления русскому языку статуса государственного. По ходу дела окружение президента рассчитывает расширить его полномочия, в идеале — путем внесения изменений в Конституцию.
Время для переговоров с влиятельными регионалами выбрано подходящее: Партия регионов еще не пришла в себя после потери власти, ее активные сторонники уже устали от экскурсий в Киев. Впрочем, и без этого очевидно, что восточноукраинские бизнесмены не созданы для оппозиционной деятельности. Для них важна не политика в чистом виде, а непосредственное участие в «окучивании» государства, такие люди всегда готовы сотрудничать с властью, кто бы ею не распоряжался. Во многом именно поэтому ПР, хотя и является ведущей украинской политической силой, отнюдь не монолитна. В ее рядах, кроме собственников промышленных предприятий (для которых вопрос НАТО уже неактуален, поскольку газ, импортируемый в Украину, неуклонно дорожает), достаточно прагматиков, присоединившихся к ней в 2006-м (вроде группы Анатолия Кинаха) и еще раньше — в 2005-м (к примеру, Юрий Бойко, Сергей Левочкин и другие). Этот конгломерат бизнес-интересов даже американские политтехнологи не сумели поставить на внятную идеологическую платформу. Во многом прочность партии объясняется лояльностью к ней восточноукраинских избирателей, однако наивно полагать, что этот ресурс неисчерпаем.
Сейчас бизнесменам-регионалам предложено войти во власть, а на следующих выборах эту власть поддержать и электорально, и финансово. Характерно, что «властью» в данном случае является президент, а не премьер (которая в нынешней редакции Конституции наделена куда большими полномочиями). И тому есть ряд объяснений. Во-первых, натянутые отношения между донецкой и днепропетровской бизнес-группами — наследие правления Лазаренко или — если еще глубже — противостояния номенклатурно-региональных элит времен СССР. Во-вторых, переговоры о создании союза между ПР и Нашей Украиной перманентно ведутся, начиная с 2004 года. В-третьих — и это, пожалуй, самое главное — закрытая президентская модель правления более понятна, привычна и прогнозируема для донецких бизнесменов, чем открытая парламентская. Вполне закономерным в этой связи представляется тот факт, что во время прошлогоднего политического кризиса регионалы оказывали сопротивление Ющенко, распустившему парламент на весьма сомнительных основаниях, скорее для проформы. В-четвертых, прозападный президент может быть полезен людям, чьи бизнес-интересы давно вышли за национальные рамки, но которых принимают не всегда и не во всех лучших домах Филадельфии.
Контакты бизнесменов-регионалов с руководством президентского Секретариата вызывают недовольство формального лидера ПР Виктора Януковича, однако запас его политической прочности ограничен. Для представителей финансово-промышленных групп партии важен не карьерный интерес одного персонажа и даже не членство в самой крупной парламентской фракции, а прямые выходы на Кабмин и президента. Последнему, видимо, льстит, что к нему за поддержкой обращаются уважаемые люди.
Заметим, справедливости ради, что похожую ситуацию внутреннего конфликта переживает и НУ—НС. Достаточно вспомнить демарши политических лидеров Юрия Луценко и Вячеслава Кириленко, тяготеющих к БЮТ и готовых подтвердить это, если союз президента и Рината Ахметова станет публичным. Это, фактически, исключает открытое сближение НУ—НС и ПР, но отнюдь не мешает скрытым формам взаимной поддержки. Как бы там ни было, чтобы внести изменения в Конституцию в интересах главы государства, совсем необязательно регистрировать политический брак. Правда, не заключая его, регионалы рискуют — в 2009-м расширенные президентские полномочия может получить Юлия Владимировна Тимошенко (шансы у премьер-министра более чем высокие). И при таком раскладе отнюдь не факт, что на следующих парламентских выборах Партия регионов европейского образца получит 175 депутатских мандатов.