Наступать на мозоли Мариану Кочнеру изначально было опасной идеей. Еще в 2005 году случилась утечка в СМИ полицейских данных, где словацкий бизнесмен фигурировал в числе прочих как человек, связанный с организованной преступностью.
В 2005-м Яну Куцяку было всего пятнадцать, а спустя десять лет, став журналистом-расследователем, он плотно взялся за Кочнера, обладающего обширными знакомствами в политической верхушке. 21 февраля 2018 года Ян Куцяк и его невеста Мартина Кушнерова были убиты.
Куцяк работал над многими темами, которые включали связи словацких политиков с международной мафией и злоупотребления вокруг финансовых дотаций из ЕС. Но Мариан Кочнер сразу оказался в поле внимания следствия об убийстве, ведь еще в сентябре 2017 года журналист записал разговор с бизнесменом, в котором тот настоятельно советовал отвязаться от него: «Можете быть уверены, господин Куцяк, отныне я буду особенно внимательно следить за вами и вашими родственниками». Полиция тогда не нашла в словах Кочнера прямой угрозы, в возбуждении дела отказали.
Гибель журналиста – неслыханное событие для тихой Словакии, а расправа над его невестой особенно подчеркнула дикость произошедшего. Мартину Кушнерову хоронили в свадебном платье, и это добавило эмоций массовым выступлениям. Лишь ценой отставки глав правительства, МВД и полиции удалось избежать досрочных парламентских выборов.
Непосредственные организаторы и исполнители убийства были арестованы, и имя Кочнера всплыло сразу: заказчиком его назвал один из посредников, а некой Алене З., которая передавала деньги киллерам, Кочнер приходится кумом. И тем не менее официально в заказном убийстве Мариан Кочнер был обвинен лишь в начале марта этого года после того, как по стране прошла новая волна демонстраций, отметившая годовщину убийства Куцяка и Кушнеровой. К этому времени бизнесмен уже больше полугода находился в предварительном заключении по обвинению в экономических преступлениях.
Эта история сыграла ключевую роль в проходящих сейчас в Словакии президентских выборах. По итогам первого тура, который состоялся 16 марта, лидером гонки стала Зузана Чапутова, до самого недавнего времени вообще не имевшая никакого отношения к политике, но к выбрам вошедшая в руководство непарламентской Прогрессивной партии и предложившая развернутую антикоррупционную программу. Ее основной противник Марош Шефчович – заместитель председателя Еврокомиссии и еврокомиссар по вопросам энергии, но для словаков его политический опыт и тесная связь с правящей партией и бывшим премьером Робертом Фицо послужили отягчающим обстоятельством. Чапутова обошла его почти на 20 процентов.
Зузану Чапутову поддержал действующий президент Андрей Киска, а популярный ученый-оппозиционер Роберт Мистрик снялся с гонки: либералы решили не распорашивать голоса. Юристка и экологическая активистка, стоящая на прочных проевропейских и пронатовских позициях, Чапутова придерживается не просто либеральных взглядов, она выступает в поддержку ЛГБТ-сообщества и за право однополых пар усыновлять детей, нисколько не опасаясь, что это подорвет ее шансы на победу. Противники попытались использовать против нее, матери двоих дочерей, даже ее статус разведенной женщины, но на обычно весьма консервативных словаков это ожидаемого впечатления не произвело. Второй тур президентских выборов в Словакии пройдет за день до нашего первого тура, 30 марта, и, похоже, страна получит во всех смыслах нового президента.
Нужно ли напоминать, что у нас президентская кампания проходит на фоне двух громких скандалов: убийства Кати Гандзюк, к которому причастно руководство Херсонской области самой разной партийной принадлежности, и выявленных журналистами махинаций в оборонной сфере, на которые закрывали глаза буквально все правоохранительные органы страны, поскольку там были замешаны интересы высокого руководства. Ни в одном, ни в другом случае до главных фигур следствие даже не подобралось, но это ничуть не мешает действующему президенту рассчитывать на победу и злиться высокому уровню поддержки конкурента, никогда не имевшего отношения к политике. И да, среди кандидатов нет фигур, даже отдаленно подобных Зузане Чапутовой.
Выпьем за то, чтобы поменьше плохих сторон в Словакии напоминали Украину, и чтобы в Украине побольше хороших сторон стали напоминать Словакию.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец