Политика порой ничуть не менее загадочна, чем какая-нибудь квантовая механика. Как может удерживаться у власти руководитель, не просто не эффективный, а буквально обрушивший страну на дно пропасти? Некоторым удается.
Экономический коллапс, тотальный дефицит, инфляция в миллионы процентов, самый высокий в мире уровень преступности, бегство сотен тысяч людей за границу, международные санкции - Николас Мадуро сделал с Венесуэлой, кажется, все неприличные вещи, которые только может сотворить политик с родиной, причем в особенно циничной форме. Ничего из этого не помешало ему в мае прошлого года во второй раз получить победу на президентских выборах - 68,7%(!), как не помешала и оппозиция, выборы бойкотировавшая.
Результатам таких выборов известно какое доверие, но и соцопросы показывают поддержку, которой позавидовали бы наши лидеры президентской гонки: по данным Datanálisis, в начале января за Мадуро было 19% респондентов. Правда, остальные настроены не просто против, а просто агрессивно против: 42% высказались за свержение президента в результате военного переворота, треть венесуэльцев не пугает внешняя военная интервенции, если она устранит нынешнего главу государства.
Когда 23 января глава парламента Хуан Гуайдо отказался признавать полномочия Николаса Мадуро и провозгласил себя временным, до выборов, президентом, казалось, что положено начало выходу из ужаса без конца: у венесуэльцев появилась альтернатива, родить которую у оппозиционных лидеров никак не получалась. Посыпались заявления лидеров западного мира и латиноамериканских соседей о признании нового руководителя страны, но сам Мадуро, к огорчению многих, сыпаться не стал, военные в основной массе в поддержке ему не отказали. Двоевластие растянулось на месяц, и явственно обозначился новый тупик.
Режим социалистов-чавистов держится на государственной системе распределения продуктов и товаров, в которой первостепенную роль играют военные и партийные активисты. Схемы обогащения причастных весьма просты: дефицит, который закупается за границей на нефтяные деньги, регулярно всплывает на черном рынке или в соседней Колумбии. Хуан Гуайдо попытался назначить в государственную нефтяную компанию Petróleos de Venezuela (PDVSA) своих руководителей, но это решение осталось на бумаге. Страны, поддержавшие Гуайдо, решили ударить по основам режима иначе: в Венесуэлу направляют гуманитарную помощь, выставив условием, что ее распределением займутся представители международно признанного президента. У кого печеньки, тот и рулит.
Чтобы предотвратить этот невыгодный для себя сценарий, Мадуро приказал войскам и нацгвардии выдвинуться к границам с Колумбией и Бразилией и воспрепятствовать прохождению грузовиков с гуманитарной помощью. В минувшую субботу на границе произошли столкновения, в результате которых много людей пострадало, есть убитые и раненые, а два грузовика с гуманитаркой были сожжены. Силовикам помогали военизированные отряды венесуэльских титушек «колективос». Политико-гуманитарная операция была сорвана.
Сегодня, в понедельник, Хуан Гуайдо встречается в столице Колумбии Боготе с вице-президентом Майклом Пенсом и руководителями стран так называемой группы Лимы, куда входят большинство государств Латинской и Центральной Америки, а также Канада. Очевидно, будет выработан некий совместный план, который позволит-таки вытолкать Николаса Мадуро из власти. Госсекретарь Майкл Помпео заявил, что тому остались считанные дни. Между тем бывший водитель грузовика держится за власть невероятно цепко, и совсем не факт, что его удастся быстро сковырнуть в короткое время. Управлять страной и удерживать страну – совсем разные таланты. В известном смысле Мадуро настоящий гений.
На что способны деятели, которым ну очень не хочется расставаться во властью, мы знаем по собственному опыту. Предлагаю выпить за то, чтобы не пришлось его повторить.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец