Контракти.ua

1152  —  11.01.19
Принцип трех Д: три кита информационной войны
Принцип трех Д: три кита информационной войны

Диффамация, деморализация и дегуманизация. Три кита, на которых держится любая информационная война. Война между Украиной и Россией — не исключение. Скорее яркий пример, на котором можно смело изучать принципы, стратегию и тактику ведения такой войны.


Уже почти пять лет Украина под информационным огнем, который по интенсивности ничуть не меньше огня реактивного, скорее — во много раз больше и мощнее. И этот огонь не ослабевает со временем, он усиливается и становится все более наглым: события, достижения и персоналии в Украине продолжают подаваться в искаженном свете в прокремлевских СМИ.
По информации, собранной и систематизированной изданием EU vs Disinfo (https://euvsdisinfo.eu/), Украина возглавляет список целей кремлевских информационных атак в Европе: среди 1000 случаев дезинформационных вбросов, зарегистрированных в течение 2018 года, Украина фигурировала в 461. Это практически половина. Вдумайтесь: половину своих информационных боезарядов, предназначенных для всей Европы, Кремль тратит на нас.
Независимое российское издание «Инсайдер» в своем разделе «анти-фейк» (https://theins.ru/category/antifake) обращает внимание на то, что чаще всего российские государственные СМИ, подчиненные Кремлю, в качестве основы для откровенных фейков либо искаженной информации используют темы иностранных долгов Украины, украинскую армию, а также президента и высших чинов страны.
Киевский интернет-ресурс «StopFake», который уже несколько лет отслеживает то, как прокремлевские СМИ изображают нашу страну, недавно представил Топ-10 дезинформационных атак, нацеленных на Украину в 2018 году: https://www.stopfake.org/top-10-fejkov-kotorye-razvenchal-…/
В список «StopFake» входят сообщения о том, что украинских детй «вынуждают играть с плюшевым Гитлером»; что украинские студенты «вынуждены отказываться от родственников, живущих в России»; что инвалиду-переселенцу «порвали рот за то, что разговаривал на русском языке»; что украинская национальная церковь «становится христианской версией ИГИЛ» etc.
Векторы российских дезинформационных атак разнонаправлены, их всего три: один нацелен на аудиторию в России, второй — на украинскую аудиторию, третий — на третьи страны, в основном США и Европу.
Россиянам чаще всего скармливают нарративы, дегуманизирующие украинцев, показывающие нас и руководство страны как циничных и безжалостных наследников нацизма 20 века. Такая стратегия всегда безошибочна, дегуманизированного противника легче убить, а страну превратить в приемлемую цель для военной агрессии. Причем агрессия будет преподнесена с ярлыком «защита».
С украинской аудиторией работают по другим алгоритмам. В основном через нивелирование военного и экономического потенциала Украины, принижение достижений ВСУ, а также дискредитацию военного и политического руководства страны. Все это прекрасно срабатывает на людях, не способных к критическому восприятию информации, элементарному анализу и информационной гигиене. Такие люди будут полностью деморализованы, потеряют веру в собственные силы, в компетентность руководства страной и в ее будущее.
Теперь перейдем к западной аудитории. Ей Украину прокремлевские СМИ не первый год пытаются представить виновной в конфликте с Россией. Практически зачинщицей, а также недоговороспособной сволочью, не дающей конфликт завершить. Уже не приходится сомневаться, что целью долгосрочной кампании по дискредитации Украины было поставить под сомнение ответственность России в конфликте в целом и недавней эскалации его в Азовском море. Подобная стратегия использовалась (и продолжает использоваться) Россией и в случае с Боингом MH17, несмотря на выводы и заключения всех экспертов и комиссий.
Отдельный блок фейковых вбросов направлен на то, чтобы показать (в первую очередь российской и западной аудитории, а если получится захватить и украинскую — то и отлично), что Революция Достоинства провалилась, никаких изменений нет, наоборот, стало еще хуже, все плохо и вообще полвареника.
Ярким примером такого вброса стало недавнее «интервью» с якобы разочарованным украинцем, показанное в прайм-тайм основными каналами российского пропагандистского телевидения. Правда, очень быстро обнаружилось, что интервьюируемый оказался актером из Беларуси.
В данном случае адресатом фейка очевидно была та часть российской аудитории, которая потенциально могла бы захотеть получить подобные изменения в своей стране, а также аудитории в других странах, соседствующих с Россией, которые также могут начать черпать вдохновение в украинском Майдане. Да вот хотя бы та же Беларусь.
Ну и, наконец, если западная аудитория сможет это проглотить, в дополнение к заявлениям о том, что Украина не является государством, а всего лишь страной 404, что украинцы и русские — адиннарот™, то Кремль вполне может надеяться, что Запад сочтет поддержку Украины не стоящей внимания и потраченного времени.
Что из всего этого следует.
Во-первых (и в-главных).
От нас не отстанут. Никогда, ніколи, never. Забудьте об этом. От нас не отстанут, пока мы существуем в одной и той же реальности. От нас не отстанут даже после того, как сдохнет хйло. От нас не отстанут просто потому, что это прошито у них в матрице. Нет никаких мы и они. Есть либо мы, либо они.
Во-вторых.
Некоторым пора уже вспомнить, что в голову не только едят. Думаем, анализируем, проверяем, учимся, соблюдаем информационную гигиену, перестаем быть всеядными, становимся в хорошем смысле брезгливыми.
И наконец.
Ми продовжуємо зберігати спокій, але кулемет має бути начищеним завжди. Ми мусимо спати з кулеметом, їсти з кулеметом, ходити з кулеметом в магазин і до кіношки.
Ми маємо бути напоготові ЗАВЖДИ.
Поки не залишимося тільки ми і решта цивілізованого світу.
Carthago delenda est.
Автор: Олена Монова, блогер

Статьи по теме
Лише половина українців довіряє новинам
Лише половина українців довіряє новинам

Лише половина громадян України, які проживають на території української держави, довіряють новинам, які вони читають.
30.07 — 303

Зеленський спростував фейки про Patriot і розповів про нову українську зброю проти
Зеленський спростував фейки про Patriot і розповів про нову українську зброю проти "шахедів"

Зеленський заявив, що українські перехоплювачі вже збивають десятки «шахедів» за одну атаку.
23.06 — 303

Росія витратила $390 млн на міжнародну пропаганду
Росія витратила $390 млн на міжнародну пропаганду

Телеканал Russia Today (RT), очолюваний пропагандисткою Маргаритою Симоньян, у 2024 році витратив на поширення російської пропаганди у світі рекордну у своїй історії суму.
30.04 — 435