Контракти.ua

17058  —  04.02.08
Креслоприношение. Ющенко расширяет президентские полномочия для Тимошенко
Креслоприношение. Ющенко расширяет президентские полномочия для Тимошенко

Платой за голоса НУ—НС в поддержку программы Тимошенко станут голоса БЮТ за новую версию Закона о Кабмине. Интрига же заключается в том, сможет ли Ющенко на президентских выборах составить достойную конкуренцию Тимошенко, урезав ее полномочия?

Владимир Золоторев, Контракты

В начале февраля Верховная Рада рассмотрит программу действий правительства Тимошенко — документ, согласно Конституции, должен поступить в парламент в течение 30 дней со дня назначения Кабмина и в случае принятия дает правительству годовой карт-бланш. Программа под броским названием «Украинский прорыв: для людей, а не для политиков» уже подготовлена, широко разрекламирована, раскритикована президентом и несколько изменена в контексте пожеланий Виктора Ющенко.

Глава государства в свою очередь внес на рассмотрение ВР ряд законопроектов, ключевой из которых — о Кабмине — направлен на усиление президентской власти без корректировки действующей Конституции. В частности, президенту предлагается вернуть право не соглашаться с кандидатурой премьер-министра, выдвигаемого парламентской коалицией (само действо в случае корректировки законодательства будет привязано к обязательному условию — наличию под соответствующим представлением не менее 226 подписей членов коалиции). Также министры обороны и иностранных дел (назначаемые по квоте президента) в новой редакции Закона о Кабмине не могут быть уволены парламентом. Кроме того, Виктор Ющенко хочет законодательно закрепить за собой право вводить губернаторов в состав Совета нацбезопасности и обороны, который, как показали события последних двух лет, или выполняет функции «альтернативного» правительства, или принимает не подлежащие обжалованию политические решения.

Все идет к тому, что платой за голоса НУ—НС в поддержку программы Тимошенко станут голоса БЮТ за новую версию Закона о Кабмине. По сути, речь идет о торге внутри правящей коалиции, причем процесс этот никак не связан с возникновением каких-то новых обстоятельств, о которых не было известно и об отношении к которым союзники не успели договориться до формирования правительства Тимошенко. С определенной долей условности «новыми» можно назвать инициативы президента (они были сформулированы еще год назад, когда Секретариат делил полномочия с правительством Януковича), однако странное в торге БЮТ и НУ—НС не только и не столько это.

Вполне очевидно, в частности, что программа действий имеет для Кабмина Тимошенко сугубо формальное значение, поскольку содержательная часть (регламентирующая сроки, условия и механизмы достижения целей) в документе просто отсутствует. Если быть предельно корректным, то в документе содержатся или абсолютно абстрактные обещания (вроде «ужесточить уголовную ответственность за взяточничество», «сформировать волю всех ветвей власти в отношении борьбы с коррупцией» и т. д.), или же определенные точечные законодательные инициативы, подготовленные главным образом предыдущими правительствами (проект Налогового кодекса, законопроекты «Об акционерных обществах», «О системе депозитарного учета ценных бумаг», «О прокуратуре» и т. п.). С равным успехом Кабмин мог передать на рассмотрение ВР чистые листы бумаги.

А вот политическое значение принятия программы для Юлии Владимировны бесспорно: в Конституции сохранилась архаичная норма, согласно которой правительство, программу которого утвердила ВР, не может быть отставлено в течение года (теоретически, Кабмин мог бы действовать на основании коалиционного соглашения). Хотя вряд ли Тимошенко по-настоящему лоббирует гарантии неприкосновенности для Кабмина. И в этом контексте понятно, почему ее программа неконкретна — политическая свобода Юлии Владимировне сейчас не очень нужна. Если правительство проработает до президентских выборов — хорошо, если его отправят в отставку, то как принятие программы действий, так и ее блокирование в восприятии электората Тимошенко лишь усугубит вину политических противников премьера (прежде всего тех, которые сейчас являются союзниками).

Виктор Ющенко в свою очередь явно продолжает укреплять президентскую вертикаль, в том числе и на региональном уровне. Таким образом, очевидно, ближайшее окружение главы государства и группа его поддержки в Партии регионов рассчитывают умерить активность Юлии Тимошенко (особенно в вопросе выборочного возврата государству незаконно приватизированного имущества). Причем в Секретариате президента всерьез рассчитывают, что корректировка Виктором Ющенко резких инициатив премьера каким-то волшебным образом отразится на ее электоральном рейтинге.

Собственно, интрига и заключается в том, сможет ли Ющенко на президентских выборах составить достойную конкуренцию Тимошенко, урезав сейчас ее полномочия? В теории — это возможно, на практике — маловероятно. Данные ведущих социологических центров страны свидетельствуют о том, что Юлия Владимировна имеет хорошие шансы выиграть президентские выборы даже в том случае, если откажется от премьерских полномочий. В окружении президента, судя по всему, никак не могут понять, что чем меньше рычагов влияния останется у Тимошенко, тем лучше для нее же. Премьер-министр достаточно четко и последовательно работает на свой электорат, придерживаясь тактики популизма во всех его проявлениях, и каждый раз ее возвращение к власти сопровождается ростом популярности среди населения.

Сейчас Тимошенко в очередной раз борется с теневыми схемами, провоцируя крупных бизнесменов на административную войну: блокирование инициатив, перераспределение полномочий и т. д. И эта война усиливает политические позиции Тимошенко, которой всегда кто-то мешает. Так было в 2001 году, когда она занимала пост вице-премьера по вопросам ТЭК, так было в 2005-м. Сейчас перед Тимошенко осталась только одна невзятая политическая высота — президентская. Дальше — несостоятельность ее электоральной игры будет вполне очевидна, и ей нужны будут максимальные полномочия, чтобы начать новую, ни от кого не зависящую игру. Весьма примечательно, что эти полномочия она не отвоевывает сама, их расширяет Виктор Андреевич Ющенко. 
Статьи по теме
Портников назвав причини, чому США нарешті проголосували за допомогу Україні
Портников назвав причини, чому США нарешті проголосували за допомогу Україні

Можливо, якби не було атаки Ірану на Ізраїль, Конгрес і далі міг би зволікати з ухваленням питання ще кілька тижнів чи місяців.
23.04 — 392

Байден у розмові з Зеленським дав дві важливі обіцянки: чого чекати Україні
Байден у розмові з Зеленським дав дві важливі обіцянки: чого чекати Україні

Президент Володимир Зеленський 22 квітня, провів розмову зі своїм американським колегою Джо Байденом. Вони обговорювали постачання зброї, якої потребують ЗСУ.
23.04 — 276

Що буде зі снарядами, які США пообіцяли передати ЗСУ у березні: відповідь Держдепу
Що буде зі снарядами, які США пообіцяли передати ЗСУ у березні: відповідь Держдепу

Україна одразу зможе використати ті боєприпаси від США, передачу яких Вашингтон анонсував у березні у рамках останнього пакету військової допомоги. Їх не треба буде економити.
23.04 — 314