Платой за голоса НУ—НС в поддержку программы Тимошенко станут голоса БЮТ за новую версию Закона о Кабмине. Интрига же заключается в том, сможет ли Ющенко на президентских выборах составить достойную конкуренцию Тимошенко, урезав ее полномочия?
Глава государства в свою очередь внес на рассмотрение ВР ряд законопроектов, ключевой из которых — о Кабмине — направлен на усиление президентской власти без корректировки действующей Конституции. В частности, президенту предлагается вернуть право не соглашаться с кандидатурой премьер-министра, выдвигаемого парламентской коалицией (само действо в случае корректировки законодательства будет привязано к обязательному условию — наличию под соответствующим представлением не менее 226 подписей членов коалиции). Также министры обороны и иностранных дел (назначаемые по квоте президента) в новой редакции Закона о Кабмине не могут быть уволены парламентом. Кроме того, Виктор Ющенко хочет законодательно закрепить за собой право вводить губернаторов в состав Совета нацбезопасности и обороны, который, как показали события последних двух лет, или выполняет функции «альтернативного» правительства, или принимает не подлежащие обжалованию политические решения.
Все идет к тому, что платой за голоса НУ—НС в поддержку программы Тимошенко станут голоса БЮТ за новую версию Закона о Кабмине. По сути, речь идет о торге внутри правящей коалиции, причем процесс этот никак не связан с возникновением каких-то новых обстоятельств, о которых не было известно и об отношении к которым союзники не успели договориться до формирования правительства Тимошенко. С определенной долей условности «новыми» можно назвать инициативы президента (они были сформулированы еще год назад, когда Секретариат делил полномочия с правительством Януковича), однако странное в торге БЮТ и НУ—НС не только и не столько это.
Вполне очевидно, в частности, что программа действий имеет для Кабмина Тимошенко сугубо формальное значение, поскольку содержательная часть (регламентирующая сроки, условия и механизмы достижения целей) в документе просто отсутствует. Если быть предельно корректным, то в документе содержатся или абсолютно абстрактные обещания (вроде «ужесточить уголовную ответственность за взяточничество», «сформировать волю всех ветвей власти в отношении борьбы с коррупцией» и т. д.), или же определенные точечные законодательные инициативы, подготовленные главным образом предыдущими правительствами (проект Налогового кодекса, законопроекты «Об акционерных обществах», «О системе депозитарного учета ценных бумаг», «О прокуратуре» и т. п.). С равным успехом Кабмин мог передать на рассмотрение ВР чистые листы бумаги.
А вот политическое значение принятия программы для Юлии Владимировны бесспорно: в Конституции сохранилась архаичная норма, согласно которой правительство, программу которого утвердила ВР, не может быть отставлено в течение года (теоретически, Кабмин мог бы действовать на основании коалиционного соглашения). Хотя вряд ли Тимошенко по-настоящему лоббирует гарантии неприкосновенности для Кабмина. И в этом контексте понятно, почему ее программа неконкретна — политическая свобода Юлии Владимировне сейчас не очень нужна. Если правительство проработает до президентских выборов — хорошо, если его отправят в отставку, то как принятие программы действий, так и ее блокирование в восприятии электората Тимошенко лишь усугубит вину политических противников премьера (прежде всего тех, которые сейчас являются союзниками).
Виктор Ющенко в свою очередь явно продолжает укреплять президентскую вертикаль, в том числе и на региональном уровне. Таким образом, очевидно, ближайшее окружение главы государства и группа его поддержки в Партии регионов рассчитывают умерить активность Юлии Тимошенко (особенно в вопросе выборочного возврата государству незаконно приватизированного имущества). Причем в Секретариате президента всерьез рассчитывают, что корректировка Виктором Ющенко резких инициатив премьера каким-то волшебным образом отразится на ее электоральном рейтинге.
Собственно, интрига и заключается в том, сможет ли Ющенко на президентских выборах составить достойную конкуренцию Тимошенко, урезав сейчас ее полномочия? В теории — это возможно, на практике — маловероятно. Данные ведущих социологических центров страны свидетельствуют о том, что Юлия Владимировна имеет хорошие шансы выиграть президентские выборы даже в том случае, если откажется от премьерских полномочий. В окружении президента, судя по всему, никак не могут понять, что чем меньше рычагов влияния останется у Тимошенко, тем лучше для нее же. Премьер-министр достаточно четко и последовательно работает на свой электорат, придерживаясь тактики популизма во всех его проявлениях, и каждый раз ее возвращение к власти сопровождается ростом популярности среди населения.
Сейчас Тимошенко в очередной раз борется с теневыми схемами, провоцируя крупных бизнесменов на административную войну: блокирование инициатив, перераспределение полномочий и т. д. И эта война усиливает политические позиции Тимошенко, которой всегда кто-то мешает. Так было в 2001 году, когда она занимала пост вице-премьера по вопросам ТЭК, так было в 2005-м. Сейчас перед Тимошенко осталась только одна невзятая политическая высота — президентская. Дальше — несостоятельность ее электоральной игры будет вполне очевидна, и ей нужны будут максимальные полномочия, чтобы начать новую, ни от кого не зависящую игру. Весьма примечательно, что эти полномочия она не отвоевывает сама, их расширяет Виктор Андреевич Ющенко.