Контракти.ua

3192  —  28.11.18
Порошенко, Путин, Медведчук, силовики: кому выгодно военное положение
Порошенко, Путин, Медведчук, силовики: кому выгодно военное положение

Инцидент в Керченском проливе и введение военного положения меньше чем за сутки поменяли политическую реальность в Украине. Жители страны – как минимум, те, кто живет в 10 «осчастливленных» новыми реалиями областях - вдруг обнаружили, что живут в обстановке потенциального ограничения гражданских прав. Каковы бы ни были действия международного сообщества в отношении РФ, на данном этапе ситуация выглядит как откровенная спецоперация. Но кто ее автор? Откуда растут «ноги»? Возможно, спецопераций, на самом деле, не одна, а несколько, и речь идет о некой «многослойной» провокации с различными вариантами последствий, в т.ч. очень негативными для нашей страны. Самый очевидный ответ – введение военного положения ради отмены либо отсрочки выборов президента и парламента – является одновременно и верным, и неполным. Он не описывает всех возможных нюансов ситуации. Контракти.ua попробовали разобраться, что происходит на самом деле. 

Керченский цугцванг. Только чей?

Инцидент у Керченского моста уже детально расписан по часам и минутам, и потому не нуждается в подробном воспроизведении. Важны тут несколько аспектов. Первый – в России утверждают, что Украина не подавала никаких запросов на проход проливом, в отличие от сентября, когда корабли украинских ВМФ «Донбасс» и «Корец» такие документы подали, и спокойно прошли под мостом, еще и оплатив услуги лоцмана. Если украинские моряки таким образом демонстрировали, что не должны запрашивать у оккупантов какие-то разрешения, то почему они делали это в сентябре?

Россияне гонялись за украинскими катерами чуть ли не целой ударной группой

Не исключено, речь идет просто о разгильдяйстве с нашей стороны, о принципе «и так пройдут», расчете на то, что россияне не захотят раздувать конфликт из-за нескольких небольших суденышек. Как выяснилось – раздули, причем более чем откровенно и грубо. Но тогда кто должен ответить за такое разгильдяйство в штабе ВМС и Минобороны?

Второй важный аспект случившегося – Россия действительно напала на украинские военные суда и захватила их. Причем, когда наши корабли уже развернулись из-под Керченского моста. Эта деталь еще важнее: россияне однозначно проявили себя как агрессоры. С их точки зрения, они примерно наказывали нарушителей. Но «нарушения», даже по российским канонам «крымнаша», не было: украинские корабли на тот момент шли назад. Значит, таков был приказ из Москвы, и РФ действительно решила показать силу, продемонстрировав, кто в Азовском море и в акватории Крыма хозяин.

Насколько прочитаны были в Москве возможные последствия этих действий? Возможны два прямо противиположных ответа: либо руководство РФ решило, что последствия будут незначительны, либо, наоборот, сознательно провоцирует эскалацию конфликта.

Действия России являются очевидным актом агрессии

В первом случае Россия оказывается в тактическом и стратегическом проигрыше. Нападение уже осуждено как акт агрессии со стороны мирового сообщества. Такая позиция показывает неумение Кремля мыслить стратегически: действия «бравых» вояк ЧФ РФ подложили очередную «мину» под и без того запятнанную репутацию России, и теперь следует ожидать еще более жестких санкций Запада в отношении путинского режима.

Но если избран намеренный курс на эскалацию, то в Москве все как раз просчитали, и имеют план на случай усиления санкций, а также военные планы нападения на Украину. Более того – имеет место встречная провокация россиян, когда они заставляют Киев ввести военное положение и показать свою, якобы, агрессивность. После этого ФСБ может организовать еще несколько провокаций - например с обстрелами «мирных жителей» в Донбассе или же терактами на территории того же Крыма, - и получит повод для открытого вторжения в Украину.

Готова ли украинская армия на этот раз к большой войне?

Зачем же России делать это сейчас, когда 2019 год может изменить политическую ситуацию в Украине, о чем говорил и сам Владимир Путин, откровенно заявлявший о том, что будет вести диалог уже с новой властью? Возникает предположение, что в РФ опять гору взяла откровенная «партия войны», которая не хочет ждать смены власти в Киеве, или же попросту не уверена в ее смене. Это, конечно же, очень плохая новость для нас. Возможна и другая интерпретация: в Москве рассчитывают, что градус ненависти к Порошенко в ходе военного положения должен будет подогреться так, что против него грянет очередной Майдан, и РФ достигнет вожделенной цели – полной дестабилизации Украины.

Порошенко, Медведчук, Путин? Кому выгоднее военное положение

Первым и главным бенефициаром от введения военного положения (особенно, если бы оно было введено, как изначально планировалось, на два месяца, и по всей территории страны) является Петр Порошенко. Во всяком случае, именно в этом уверены сейчас те граждане Украины, которые уже изготовились отправить нынешнего Гаранта на политическую пенсию. Теперь же они, как и прочие украинцы, оказались в реальности «квази-диктатуры», чреватой непредсказуемыми последствиями.

«Всю первую половину дня 26 ноября в пропрезидентских СМИ и в постах лояльных Порошенко блогеров ярко звучала мысль «Давайте не думать о выборах, когда в стране идет война, и нужно защитить Родину». После голосования в Верховной Раде этот посыл поутих», - отмечает директор информационно-аналитического агентства «Рейтинг» Алексей Станчевский.


Согласен с ним и директор Украинского института анализа и менеджмента Руслан Бортник. «Порошенко вынужден был сделать три шага назад, согласившись ограничить территорию и время военного положения, а также на дату выборов 31 марта. Потому он проигрывает стратегически, но выигрывает пока тактически. В юго-восточных областях все равно самыми рейтинговыми кандидатами являются Бойко и Зеленский. И это еще не сказали свое слово «ахметовские». Зато, заметим, в областях, где популярны Тимошенко и Ляшко, военное положение не ввели. Ведь Тимошенко тоже выгодно ослабление Бойко, и не очень нужен такой спарринг-партнер, как Зеленский».

Похоже, у Порошенко искренне уверены, что создали большие проблемы оппозиционным кандидатам. «В любой момент в 10 областях могут ввести комендантский час и ограничить любые передвижения. А это исключает митинги и встречи с избирателями того же Бойко», - отмечает директор социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко.


На ближайший месяц Порошенко становится военным диктатором. В 10 областях

Но только ли интересы Порошенко соблюдаются в этом случае, и нет ли здесь более сложной игры?

Недавно журналистам программы «Схемы» стало известно о более чем вероятных встречах Петра Порошенко с Виктором Медведчуком. Судя по всему, таких встреч было несколько, в т.ч. дома у Гаранта. Тогда возникали предположения, что речь идет о некоем «договорняке» по поводу выборов. Но, как теперь видится, могли обсуждать и вопросы более широкого плана.

Конечно, тут мы ступаем на «тонкий лед» конспирологии. Однако, если считать контакты Порошенко и Медведчука доказанными, и если президент Украины так доверяет последнему, то разве не мог бы Медведчук одним звонком «разрулить» не очень серьезный, на фоне прочих двусторонних проблем, конфликт в Керченском проливе? Но нет – нагнетается эскалация и вводится военное положение. Поищем здесь выгоду Медведчука.

Порошенко в «сетях» Медведчука, или наоборот?

Заметим стразу, что выгода кума Путина может отличаться от выгоды самого Путина. Медведчуку выгодно как можно более длительное пребывание в украинском политическом поле и возвращение действительного влияния. Одним «нахрапом», сделав ставку на однозначный «снос» Порошенко и «полный реванш», этот вопрос не решить. Медведчук понимает, что шансы патронируемого им Юрия Бойко (даже при мощной медийной поддержке такого популиста, как Рабинович) стать президентом не очень реальны. Хотя бы потому, что это может вызвать очередной Майдан. Тимошенко на президентском посту ему тоже не нужна.

Таким образом, Медведчуку интереснее сохранить Порошенко у власти, но представить при этом Бойко единственным человеком, договоренность и альянс с которым может спасти балансирующего «на грани» Гаранта от будущей нестабильности. А за время военного положения можно решать задачи устранения различными способами (надеемся, все-таки «мягкими») всех прочих реальных конкурентов как Порошенко, так и Бойко. Конечно, это все имеет смысл в случае, если выборы все-таки решено будет проводить – или 31 марта, или на месяц-два позже.

«Медведчук может играть очень хитрую игру, одновременно продумывая два сценария – по ослаблению и по усилению Порошенко, в зависимости от ситуации, - размышляет Виктор Небоженко, - Для Медведчука важно провести Бойко, минимум, во второй тур. И он понимает, что у Тимошенко Бойко выиграть сложнее, чем у Порошенко. Посмотрим, к чему приведет этот месяц военного положения. Если итогом будет еще большее падение рейтинга главы государства, тот станет совсем податлив для планов Медведчука».


Остаться должен только один

Аналогичную мысль высказывает и Руслан Бортник. «Для расчетов Медведчука нынешнее «урезанное» военное положение проблем особо не создает: рейтинг Бойко с его антивоенной риторикой будет только расти за это время, даже если он не сможет встречаться с избирателями. Медведчуку важнее, чтобы во втором туре не оказалась Тимошенко – это сейчас главная угроза для его проекта, а не президент. Порошенко же готов ухватиться за любой предлог, чтобы оттянуть уход от власти. И Медведчук этим пользуется».

Более осторожен в своих рассуждениях Алексей Станчевский. «Какие-то неформальные консультации этих двух искушенных политиков наверняка ведутся, но их суть нам вряд ли станет известна. Пока что Юго-Востоку – хотя, конечно, там далеко не все являются сторонниками Бойко - создали тактические проблемы. Но, по итогу, все оппозиционные Порошенко силы могут оказаться в стратегическом выигрыше. Если же он начнет продлевать военное положение, то это вступит в противоречие с законом о назначении выборов на 31 марта, и может вызвать массовое недовольство».

Существует ли угроза полицейского государства?

Отдельно стоит рассмотреть вопрос о самостоятельном интересе украинских силовиков в происходящем – мол, военные (СБУ, МВД, или же все вместе – нужное подчеркнуть) хотят «немного порулить» именем Порошенко в течение военного положения. Что может побудить силовиков так поступить? Их и сейчас «неплохо кормят», - во всяком случае, если брать высшие чины. Но это сейчас. А с любым следующим президентом предстоит договариваться на новых условиях, и эти условия могут быть не в пользу силовиков. Тем более, неизбежно поменяются руководители силовых ведомств. При военном же положении их полномочия усиливаются и продлеваются, а финансирование и влияние возрастают. Таким образом, Гарант и силовые структуры оказываются связаны единой цепочкой интересов.

СБУ также получит усиление полномочий

«По окончании срока в 30 дней Порошенко вряд ли сможет объяснить людям, зачем он вообще это вводил. Получается «ни к селу, ни к городу», - отмечает Алексей Станчевский, - Ограничения его плана узурпировать власть были приняты под воздействием международного сообщества, и под давлением оппозиционных фракций в парламенте. То есть, президентская команда хотела, как для них лучше, а получилось, как всегда – что-то непонятное».

Но именно поэтому и существует угроза того, что военное положение может продлеваться, несмотря ни на что – ведь «первый блин» получился «комом»: помешали конституционные (через парламент) процедуры принятия такого решения. Можно резонно предположить, что Верховный Главнокомандующий и силовики, получив расширенные полномочия, неизбежно начнут пользоваться им по своему усмотрению. Причем даже вне зависимости от реальных угроз государству. Более того - угрозы могут быть созданы искусственно, или же могут быть вообще фейковыми.

«В украинском законодательстве не отработан четкий механизм одновременного действия военного положения и Конституции. Потому непонятно, как все будет осуществляться на практике. Думаю, что выборочно – то, что будет неугодно президенту или местным «царькам», будет запрещаться по законам военного времени, а там, где есть договоренности на высоком уровне – например, по функционированию тех же телеканалов вроде NewsOne или «Интера», ничего не изменится».


Телеканал «Наш» Евгения Мураева также не отличается проукраинской позицией

«Прокатит» ли сценарий пролонгации военного положения? Пока однозначно утверждать ничего нельзя, но такая возможность есть. Если смотреть на реакцию западных партнеров, то на данном этапе у них нет повода для возражений: действие военного положения урезали в пространстве и времени, выборы гарантировали. Значит, в Брюсселе и Вашингтоне уверены, что Украина действует правильно.

Интерес в пролонгации военного положения у Запада может быть только один – если там решат, что это единственный способ стабилизировать ситуацию в Украине. Дескать, в такой коррумпированной и чреватой революциями стране лучше уж подобные меры, чем смена курса после выборов, очередные волнения, и не дай Бог, полноценное вторжение со стороны РФ. В последнем случае, нам, конечно, не дадут «упасть» полностью, но какой ценой это будет достигнуто?

Пока что рядовых граждан Украины интересует ограничение их прав и возможные злоупотребления со стороны государства и силовых структур. Тем более, что консенсуса по поводу введения военного положения в обществе нет. И быть не может – время упущено. В 2014-м это было сделать намного легче, логичнее и удобнее.

Порошенко и Турчинов выступили главными инициаторами военного положения

«У Порошенко в нынешней ситуации одно преимущество – он может продлевать военное положение простым указом. Но вряд ли он сможет распространить его на всю территорию страны, - считает политолог Алексей Якубин, - Для оппозиционных кандидатов ограничения, если они будут установлены, действительно проблема, но, в итоге, рейтинг президента все случившееся вряд ли поднимет. Скорее, наоборот. Хотя я не исключаю, что выборы могут провести только на части территории Украины – в тех регионах, где не будет военного положения. В таком случае, раскол Украины неизбежен, и последствия будут более чем печальными».

Если военное положение действительно будет пролонгироваться, перерастая в полноценное полицейское государство со всеми его «прелестями», если возможность граждан переизбрать власть «растворится» в политическом далеко, и, тем более, если начнется новый виток «горячего» конфликта, страна может действительно взорваться. И тогда этот взрыв унесет с собой все циничные расчеты украинских, российских и западных политтехнологов, политиков и военных. Только вот такого развития ситуации совершенно не хочется…

Павел Серов

Статьи по теме
СБУ розкрила особливість своїх морських дронів
СБУ розкрила особливість своїх морських дронів

Морські безпілотники СБУ не мають аналогів на Заході та непомітні для ворожих систем виявлення. На озброєнні СБУ сьогодні перебувають морські дрони Sea Baby та "Мамай".
16.04 — 199

Міноборони відреагувало на повістку журналісту, який розслідував статки топпосадовця СБУ
Міноборони відреагувало на повістку журналісту, який розслідував статки топпосадовця СБУ

Міністерство оборони спільно з Генштабом ЗСУ та СБУ розбирається в ситуації.
08.04 — 425

В СБУ підтвердили, що це вони атакують НПЗ в Росії: скільки вже уражено
В СБУ підтвердили, що це вони атакують НПЗ в Росії: скільки вже уражено

Всі заводи працюють на російський військово-промисловий комплекс, тож є військовими цілями.
01.04 — 207