Александр Кочетков, политтехнолог: Речь пойдет действительно о социологии, а не агитках, когда исследований не проводят, а нужная заказчику инфа выбрасывается в информпространство от имени фирм-однодневок.
Так вот, фирмы с именем и историей реально делают исследования, и штабы кандидатов работают с реальными цифрами. А вот в СМИ выбрасываются подкорректированные рейтинги — зачастую это входит в условиях договора.
Когда речь идет о исследованиях нескольких фирм, которые работают с разными кандидатами, то здесь договориться о «коррекции» практически невозможно, поэтому такие совместные исследования с большим количеством опрошенных заслуживают доверия.
Вот только интерпретируют их зачастую неверно.
Во-первых, это никак не соответствует умонастроениям в Нете, но голосуют-то реальные люди, а не ники в соцсетях с сотней аккаунтов на одного персонажа.
Во-вторых, апелляции к тому, что еще очень много неопределившихся — несостоятельны. Так как по статистике неопределившиеся ближе к выборам распределяются именно так, как это сделали те, кто определились раньше. То есть, неопределившиеся не идут поперек общества, а точно укладываются в общую картину.
Кстати, количество отказавших от опроса, к чему пытаются апеллировать «порохоботы» — вообще ничего не характеризует. Обычно отказавшиеся настроены против власти, но опасаются высказывать позицию.
Так вот, для меня главным показателем является отнюдь не электоральный рейтинг — это так, для дилетантов. Главный — это ожидание общества, кто в конечном итоге станет победителем.
Понимаете, в 1999 году уровень недоверия к Л.Кучме составлял 61%, но 52% опрошенных считали, что он все равно останется президентом на второй срок. Так и произошло.
Украинцы ужасно не любят оказываться среди проигравших и, в основном, голосуют не за тех, кто им симпатичен, а за тех, кто может победить. По этому показателю у ЮВТ — 20%, у ПАПа — 14%, по другим кандидатам — не более 4%. Поэтому я повторяю, что именно ЮВТ и ПАПа надо ждать во втором туре.
Второй по важности у меня показатель тех, кто ни при каких обстоятельствах не проголосует за данного кандидата. Он важен потому, что консервативен и меняется неохотно. У ПАПа здесь свыше 50%, у ЮВТ — вдвое меньше.
Но игра еще не сыграна. Потому что результат выборов у нас определяется не только голосованием избирателей.
Команда В.Януковича установила рекорд фальсификаций, в 2004 году они составили 8-10%. Команда П.Порошенко явно готова обновить этот рекорд. Но насколько будут усердствовать на местах, зависит от именно от того, кого общество будет считать победителем: если ПАПа спишут заранее, то рекордных фальсификаций не будет.
И наконец, у нас возможны события, которые просто переворачивают всю игровую доску, вы понимаете, о чем я. Так что решающие события еще впереди, но социология дает намеки.
Автор: Александр Кочетков