Кабмин Юлии Тимошенко утвердил, а президент Виктор Ющенко раскритиковал перечень хозяйственных обществ, госпакеты акций которых подлежат первоочередной продаже в первом полугодии текущего года.
21 января, перед отлетом в Давос, глава государства объявил, что прежде чем утверждать перечень, правительству следовало откорректировать закон о приватизации. А 23 января министр юстиции Николай Онищук уточнил, что правительство подготовило соответствующий проект законодательных изменений, но не учло пожелания Виктора Ющенко.
Тогда же, в среду после заседания Кабмина, первый зампред президентского Секретариата Александр Шлапак совсем запутал ситуацию, сообщив Контрактам, что взял в руки законопроект за несколько минут до начала заседания. Возникли сразу два вопроса. Первый — кто обязал правительство, имеющее право законодательной инициативы, согласовывать законопроекты с президентом? Второй — какие пожелания к документу могли возникнуть у Ющенко (общавшегося приблизительно в это же время в Давосе с госсекретарем США Кондолизой Райс)? Ведь даже его подопечные не успели ознакомиться с предложениями Кабмина. Первый вопрос г-н Шлапак счел риторическим, а на второй ответил обстоятельно: «Далеко не со всеми положениями, изложенными в законопроекте, лично я, как консультант президента, согласился бы сходу, поэтому и предложил рассмотреть этот документ на следующей неделе (то есть в ближайшую среду. — Ред.)».
Бегло изучив изменения к закону о приватизации, разработанные правительством, Александр Шлапак счел неприемлемыми нормы о возможности одностороннего расторжения инвестиционного договора Кабмином при наличии соответствующего заключения экспертов Фонда госимущества (без решения суда), а также о не возврате средств в случае расторжения соглашения. Заметим, что решение правительства об одностороннем расторжении инвестиционного договора (если законопроект будет принят в нынешней редакции) инвестор сможет обжаловать в суде.
Принципиальное требование Виктора Ющенко — исключить из перечня все облэнерго, госпакетами акций которых владеет НАК «Энергетическая компания Украины».
Министр финансов Виктор Пинзеник заметил Контрактам, что решение о приватизации облэнерго принято и вряд ли будет пересмотрено. А премьер-министр Юлия Тимошенко заявила о намерении «подать президенту полное объяснение относительно приватизации энергетических компаний», уточнив, что сделает это тет-а-тет.
Объясняться Тимошенко с Ющенко будут по поводу целесообразности продажи блокирующих пакетов пяти предприятий: Прикарпатье-, Львов-, Полтава-, Чернигов-, Сумыоблэнерго. А интрига ситуации заключается в том, что более 70% акций каждого из этих объектов не просто находятся в частной собственности, а распределены между структурами Игоря Коломойского (в 2005 году контролировал около 20% акций каждого облэнерго и вел переговоры о выкупе 30%-ных пакетов с Григорием и Игорем Суркисами) и фирмами российского бизнесмена Константина Григоришина.
Три года назад между акционерами облэнерго (один из которых лоялен к Юлии Владимировне, другой имеет опосредованный выход на Виктора Андреевича) разгорелась открытая война за фактическое управление облэнерго, продолжающаяся и сейчас (в формате разбирательств в международных арбитражах). Очевидно, что приобретение блокирующих пакетов облэнерго на открытых конкурсах позволит Игорю Коломойскому получить окончательный контроль над этими объектами.