Советское руководство в начале 30-х годов привело к голоду Казахстан.
Историк американского университета Мэриленд Колледж Парк Сара Кэмерон напомнила о голоде в Казахстане с 1932 по 1933 год, к которому привело руководство СССР. Об этом она написала в Wall Street Journal.
Историк отметила, что в этом году отмечается 85-я годовщина голода в Казахстане, который до сих пор является малоизвестным преступлением Сталина, в сравнении с Голодомором в Украине. Кэмерон отметила, что по некоторым оценкам, голод в Казахстане был “даже более масштабным зверством, чем в Украине“.
Казахов также силой заставляли выполнять планы коллективизации, репрессировали и закрывали границы для тех, кто пытался убежать от голода. Жертвами бесчеловечного режима стали свыше 1,5 миллиона человек. Треть населения Казахстана была уничтожена. В процентном соотношении уровень смертности от советской политики в стране был самым высоким в СССР. Как следствие, казахи стали этническим меньшинством в собственной республике, поскольку вымерших заменило российское население, на которых приходилось менее половины казахов вплоть до 1991 года.
После проведения “чистки“, Москва распорядилась построить в стране трудовые лагеря. Кроме того, Казахстан часто становился направлением для выселения различных нежелательных национальных групп.
В 80-х Голодомор в Украине стал предметом расследования Конгресса. В 2015-м в Вашингтоне появился мемориал жертвам этого массового убийства. Но трагедия казахов до сих пор почти не привлекает внимание. По мнению Кэмерон, казахская диаспора в США слишком мала и в отличие от украинцев, казахи не включили трагедию в ядро своей национальной памяти.
Причиной стали частично близкая дружба нынешних правительств Казахстана и РФ, а также то, что казахи в большинстве своем в те времена были кочевниками.
Потому, считает историк, с истории казахов частично вычеркнуто преступление против “мобильных народов“. Переживших голод после заставили пройти через процесс болезненной переориентации своей культуры и идентичности. Кэмерон акцентировала на том, что в США советская и российская рассматривается как часть европейской, однако нивелируется азиатская часть СССР.