Истребитель пятого поколения F-35 Lightning II "боится" молний. В Lockheed Martin заявили, что часть проблем уже устранена.
В новейшем истребителе-бомбардировщике F-35 Lightning II, который кроме США имеется только у Турции и Израиля, выявили довольно серьезную уязвимость. Как сообщает The War Zone, она состоит в том, что при заправке в полевых условиях истребители нуждаются в дополнительной защите от попадания молний.
Молния для самолета крайне опасна - она может как вывести из строя часть систем, так и вообще привести к падению. В частности, из-за молнии на F-35 из строя может выйти система ALIS, отвечающая за мониторинг состояния всех узлов, агрегатов и электронного оборудования истребителя и формирование рекомендаций по ремонту и обслуживанию самолета.
Планер современных самолетов исполнен из металла, а их корпус представляет собой своего рода клетку Фарадея - поэтому для них молнии не являются проблемами. Более того, некоторые самолеты дополнительно оснащаются электростатическими разрядниками, основной задачей которых является снятие статического электричества с планера в полете и сброс его в атмосферу.
При попадании молнии они дополнительно помогают заряду стекать с планера. Планер же истребителя F-35 в значительной степени выполнен из композиционных материалов, свойств которых недостаточно для обеспечения пассивной защиты от молний, а разрядниками истребители не оснащали.
По этой причине в начале августа текущего года Морская пехота США заказала партию из 14 молниеотводов, которые будут устанавливаться на полевых аэродромах недалеко от истребителей F-35B с вертикальными взлетом и посадкой.
Эти переносные молниеотводы, обозначаемые PLP-38-MOD, могут устоять при скорости ветра до 54 метров в секунду без необходимости дополнительной фиксации. Специалисты, проводившие проверку самолетов, обнаружили, что из-за электромагнитного поля, возникающего в момент удара молнии, может неправильно работать или выходить из строя бортовое радиоэлектронное оборудование самолетов. Кроме того, попадание молнии могло привести к возгоранию топлива в топливных баках.
Это могло происходить из-за неверной работы бортовой системы генерации инертных газов, отвечающей за наполнение освобождающихся объемов топливных баков инертными газами и поддержание в них низкого уровня кислорода.
В грозоопасных зонах с постоянно меняющимся атмосферным давлением система сбоила. Впрочем, по данным американской компании Lockheed Martin, часть этих проблем уже устранена. Над остальными проблемами ведется работа.