НАТО официально обвинило Россию в сбитии авиарейса МН-17, химатаке в Солсбери, вооруженной агрессии против Украины, однако Альянс не предложил инструментов наказания преступной российской власти.
Об этом заявил заместитель директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения по международным вопросам (ЦИАКР) Михаил Самусь, комментируя заключительную Декларацию Брюссельского саммита НАТО, передает Укринформ.
“Терпение толерантных и взвешенных натовских дипломатов лопнуло. Вещи названы своими именами, точки над “и” поставлены, “футбольная дипломатия” провалилась. Россия – враг для НАТО, и Альянс больше не собирается терпеть “многоходовочки” Путина”, - заявил эксперт.
Он отметил, что в заключительной декларации саммита НАТО Россия называется главной угрозой НАТО и мировому порядку.
Также НАТО наконец “конкретно озвучило ключевые преступления России”, среди которых - аннексия Крыма, "которую НАТО не признает и не будет признавать”, военная интервенция в Донецкой и Луганской областях путем введения войск, вооружения и наемников, а также политической, финансовой, военной поддержки боевиков, незаконное размещение войск на территории Украины, Грузии и Молдовы.
Кроме того, НАТО осудило признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, а также их милитаризацию, вмешательство в избирательные процессы и суверенитет стран НАТО (в частности, Черногории), дискриминацию крымских татар, применения пыток и перемещения украинских граждан в тюрьмы в Россию, а также распространение Кремлем дезинформации и осуществления кибератак.
Самусь обратил внимание на то, что Россию официально на уровне НАТО обвинили в атаке с использованием военной нервно-паралитического вещества в Солсбери: “НАТО солидарно с оценкой Великобритании относительно ответственности России за эту атаку”.
“Россию официально на уровне НАТО обвинили в убийстве пассажиров Боинга рейса MH-17. В Декларации саммита России объясняют, что “чистосердечное признание смягчает наказание”: “Мы призываем Российскую Федерацию взять на себя ответственность и сотрудничать всеми возможными способами для установления истины, справедливости и виновных”, - заявил эксперт.
Между тем, он обратил внимание на то, что в решениях саммита ничего не говорится об инструментах наказания российских преступников.
“Наиболее весомый шаг – начало реализации Инициативы НАТО по усилению готовности (NATO Readiness Initiative), которая предусматривает подготовку в странах НАТО для применения в рамках НАТО 30 батальонов, 30 эскадрилий и 30 боевых кораблей с готовностью 30 дней и менее. Хотя, эта инициатива больше выглядит как пиарный ход, а не продуманная военная концепция и создание инструмента наказания России. Почему определяется именно 30 кораблей и 30 батальонов, а не 35 и 50? И почему 30 дней? Не многовато ли это в условиях, когда 1-я танковая армия ВС РФ уже через 4-5 дней после начала операции будет стоять на белорусско-польской границе в готовности наступать на Варшаву?” - отметил заместитель директора ЦИАКР.
По его убеждению, ключевой фразой, которая говорит о неготовности НАТО начать практические шаги по противодействию агрессивным действиям России, “НАТО не хочет противостояния с Россией и не представляет угрозы для России”.
“Эту фразу трудно объяснить с точки зрения обычной логики: если НАТО обвиняет Россию в конкретных преступлениях, то Альянс должен активно и целенаправленно идти на противостояние с РФ для того, чтобы заставить ее раскаяться в совершении преступлений и вернуться в русло международного права. Однако, Альянс действует наоборот – избегает противостояния, демонстрируя Кремлю свою слабость и неготовность к реальному наказанию российских преступников”, - заявил Самусь.