3253  —  05.06.18
Найдены бактерии питающиеся чистящими средствами

Они выживают в стерильных комнатах.

Бактерии, обнаруженные в чистых помещениях, где собирают космические аппараты, выживают там даже при недостатке питательных веществ, сообщается в Astrobiology.

Американские ученые провели модельный эксперимент с микроорганизмами, собранными в помещениях, где собирали беспилотники, работавшие на Марсе, и обнаружили, что бактерии способны питаться спиртами и чистящими средствами, которые используют для обработки сборочных помещений.

Для исследования внеземной жизни критически важно, чтобы на борту космических аппаратов не было биологических загрязнений. Поэтому NASA предъявляет жесткие требования к чистоте во время сборки, тестирования и работы аппаратов. В том числе, поверхности в помещениях, где собирают космические аппараты моют этиловым и изопропиловым спиртом, а полы — чистящим средством Kleenol 30, в состав которого входит щелочь и производное этиленгликоля.

Тем не менее, даже на чистых поверхностях остается небольшое количество микроорганизмов, в том числе бактерии из рода Acinetobacter. Эти бактерии обитают в почве; некоторые из них известны как серьезный источник больничных инфекций.

Один из видов, Acinetobacter radioresistens, устойчив к радиации. Непатогенные бактерии Acinetobacter были обнаружены на поверхности аппарата "Марс Одиссей" перед его запуском; на полу помещений, где собирали посадочный модуль "Феникс", исследовавший Марс в 2008 году; на поверхностях внутри МКС и в питьевой воде на станции.

При этом, например, во время сборки «Марс Одиссей» количествоAcinetobacter увеличилось в 10 раз, несмотря на регулярное мытье помещений, где собирали космический аппарат. Читай также: Антибиотики нового типа нашли в земле Микробиологи из Политехнического университета штата Калифорния в Помоне под руководством Ракеша Могула (Rakesh Mogul) предположили, что микроорганизмы, выживающие в помещениях для сборки космических аппаратов, по-видимому, приспособились переносить чистящие средства и низкую влажность.

Чтобы подтвердить свою гипотезу, ученые провели модельные эксперименты и посмотрели, как растут Acinetobacter в условиях чистых комнат. Исследователи выращивали культуры шести видов бактерий, собранных с поверхности аппарата «Марс Одиссей» и в помещениях, где собирали модуль Феникс.

Ученые максимально имитировали условия недостатка пищи: микроорганизмы выращивали на минимальной среде, снабжая их необходимыми для роста соединениями азота, фосфора и железа, а в качестве источника углерода использовали только чистящие средства — этиловый или изопропиловый спирт, а также  Kleenol 30.

Часть бактерий выращивали на этаноле, у которого часть стабильных атомов углерода заменили на радиоактивный изотоп (13C). Продукты обмена веществ Acinetobacterанализировали с помощью хромато-масс-спектрометрии, позволяющей увидеть очень малые количества органических веществ в смеси.

Оказалось, что все микроорганизмы, кроме одного, успешно расщепляли этанол и изопропанол. В смеси метаболитов ученые обнаружили, в том числе, аминокислоты, жирные кислоты и углеводы, которые бактерии, очевидно, синтезировали из углерода, полученного из спиртов.

К Kleenol 30 бактерии приспособились менее успешно, но все же расщепляли его до этиленгликоля. Кроме того, исследователи проверили, как культуры, выросшие при недостатке пищи переносят окислительный стресс, который возникает в условиях низкой влажности, характерной для сборочных помещений.

Оказалось, что Acinetobacter, которые голодали, хуже выдерживали стресс, чем микроорганизмы, которые росли в обычных условиях. Их количество уменьшалось примерно в 10 раз. Тем не менее, часть микроорганизмов выживала.

Авторы работы предлагают использовать для уничтожения микроорганизмов разные чистящие средства или периодически их менять. Ранее исследователи изучали воздействие антибиотиков на кишечную палочку Escherichia coli в условиях невесомости. С МКС запустили микроспутник с растворами бактериальной культуры и антибиотиками разной концентрации.

О результатах миссии пока не сообщалось.

Ученые нашли кирпичики жизни

На вопрос о том, как жизнь впервые зародилась на нашей планете, мы еще не ответили полностью, но наука все время становится ближе — и новое исследование определяет структуры белков, которые вполне могли ее вызвать.
24.01.22 — 944

Ученые нашли намек на фоновый шум Вселенной

С тех пор, как ученые впервые обнаружили гравитационные волны от пары сталкивающихся черных дыр в 2015 году, появляется все больше свидетельств того, что Вселенная должна быть полна ими.
17.01.22 — 5548

Ученые впервые наблюдали взрыв звезды в реальном времени

Сверхновые могут быть более жестокими, чем мы думали.
16.01.22 — 5361