С некоторых пор в Украине заметно возрос спрос на заявления об эксклюзивном праве украинцев определять политику своей страны. И тут ведь сильно не поспоришь, действительно, кто же еще.
Только пара замечаний. Украинцы, вообще-то, сильно сомневаются в праве отдельных соотечественников, которые эту политику нынче определяют, ее определять. Не говоря уже о качестве того, как это делается. И от помощи импортных друзей-экспертов, которые бы помогли это качество исправить, наши граждане отказываться не хотят. Еще декабрьский опрос, проведенный Фондом Демократических инициатив, показал, например, что украинцы, скорее, доверили бы формирование многострадального Антикоррупционного суда экспертам из западных стран (40,6%) и представителям гражданских антикоррупционных организаций (41,7%), чем представителям президента (5,8%), депутатам (9,9%) или судьям (9,7%).
И не отпускает подозрение, что нынешняя мода на пафосные разговоры о суверенитете непосредственным образом связана с тотальным недовольством властью со стороны своего народа и со стороны экспертов и политиков, представляющих западные народы. Обида подталкивает начальство к пафосным разговорам об исключительной гордости окормляемого населения.
Если кому-то нужен образец, как нужно дерзко отстаивать суверенное право творить в своей стране что угодно от имени народа, то ярче филиппинского лидера Родриго Дутерте сейчас не сыскать. Вот буквально из последнего: в субботу президент посоветовал эксперту ООН по правам человека отправляться к черту и не вмешиваться в дела «моей страны». В устах человека, который называл Обаму сыном шлюхи, а генсека ООН дураком, нынешняя эскапада выглядит просто невинной шуткой.
А история, из-за которой представитель ООН высказал свою озабоченность, связана с отстранением с поста главной судьи Верховного суда Филиппин Марии Лурдес Серено. Будучи назначенной в Верховный суд еще предыдущим главой государства в 2012 году, Серено с самого начала президентства Дутерте резко критиковала фокусы нового лидера, на которые тот богат.
Одна из центральных тем президентства Дутерте – борьба с наркоторговлей. Он дал добро на внесудебные расправы со всеми, кто подозревается в распространении и употреблении наркотиков, что привело к тысячам жертв, чья вина так и не была доказана. Судья Серено настаивала на соблюдении правовой процедуры, чем вызвала гнев президента: «Если вы будете продолжать пытаться остановить меня, я могу потерять терпение», - заявил он ей.
Судья воспротивилась намерению Дутерте ввести военные трибуналы в районах, где действовали вооруженные исламисты. Она же выступила против инициативы президента перезахоронить бывшего диктатора Фердинанда Маркоса как национального героя. Свергнутый в результате народного протеста в 1986 году Маркос был известен многочисленными нарушениями прав человека, и Мария Лурдес Серено наставила на том, что реабилитация диктатора будет означать неуважение к его жертвам. Настоять на своем ей не удалось, Дутерте открыто восхищается Маркосом. Зато судьей плотно занялись.
В прошлом году обнаружилось, что ею были поданы декларации об имущественном положении не за все годы работы, и на этом основании сторонники Родриго Дутерте в нижней палате парламента, сенате и Верховном суде запустили процесс отстранения строптивой блюстительницы закона от должности. В мае уже этого года Верховный суд проголосовал за ее отстранение восемью голосами против шести. Перед этим Дутерте публично объявил Серено своим врагом и пообещал добиться ее отставки.
Политическая подоплека преследования нелояльной судьи настолько очевидна, что специальный докладчик ООН по вопросу о независимости судей и адвокатов Диего Гарсия-Саян выразил возмущение: «Решение Верховного суда было принято через два дня после того, как президент Филиппин публично угрожал главному судье, заявив, что она его враг и что ее следует отправить в отставку». В ответ, как вы уже знаете, международный эксперт был послан президентом к черту.
У нас пока власть до откровенных посылов своих зарубежных критиков не доходит, но и принципиальных судей в публичном пространстве Украины не слышно. В этом отношении у нас все как-то более ровно и серо.
А выпить, конечно, следует за то, чтобы конституционное право народа суверенно управлять своими делами все-таки меньше походило на благое и наивное пожелание и имело больше оснований в реальности.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец