В 2009 году частное кредитование — суперприбыльный бизнес. Ставки по ссудам достигают 50–80% годовых, заем выдается максимум на год. В залог кредитор требует не только приобретаемый в кредит объект (квартиру или машину), но и другое имущество должника.
Причем желающих получить кредит на столь жестких условиях достаточно, ведь банки совсем не кредитуют.
«У нас есть лишние деньги, почему бы не потратить их на кредитование», — говорит совладелец одной из столичных инвестиционных фирм. До кризиса его компания в основном занималась посредничеством на инвестиционном рынке: оказывала брокерские услуги, управляла инвестиционными фондами, строила объекты недвижимости. С началом кризиса этот бизнес стал менее актуален, и компания занялась кредитованием, в основном кредитуя владельцев небольших фирм. При этом кредитор, в отличие от банка, обычно не интересуется целями привлечения ссуды и кредитным прошлым заемщика.
Главное для него — ликвидный залог. Нередко при предоставлении корпоративного займа кредитор требует от владельца бизнеса личного поручительства по кредиту. Правда, фирма инвестбанкира не афиширует свою деятельность — не хочет привлекать внимание исполнительных органов и прессы к своему бизнесу. «Кому надо — найдет нас», — считает предприниматель.
Не комментируют свою деятельность и другие частные кредиторы. Кстати, этим бизнесом занимаются многие бывшие банковские брокеры: юр- или физлица, до кризиса помогавшие потенциальным заемщикам получить кредит в том или ином банке. Теперь такие брокеры привлекают деньги у частных инвесторов и предоставляют ссуды. Кредитные ставки у таких посредников не менее высокие, чем у инвесторов, напрямую кредитующих население и бизнес.
Впрочем, некоторые посредники уверяют, что могут договориться с инвестором, чтобы тот уменьшил процентную ставку. Кроме того, посредники по-прежнему сотрудничают с некоторыми финструктурами, а также кредитными союзами, продолжающими кредитовать даже во время кризиса. За определенный комиссионный процент (примерно 1–2% суммы кредита) брокеры обещают ускорить процесс принятия решения кредитным комитетом банка или КС и помочь в оформлении кредита.
Основной риск частного кредитования — неплатежи по кредитам. Но кредиторов это не пугает. Они не сотрудничают с коллекторами или бюро кредитных историй и не перепродают долги факторинговым компаниям, а выбивают кредиты самостоятельно. И, как правило, преуспевают: прежде чем заняться кредитованием частным образом, они заручаются поддержкой профессиональных юристов и соответствующих госорганов (милиции, прокуратуры и пр.). А фирмы, предоставляющие автокредиты, страхуются от невозвратов еще и тем, что просят заемщиков оставлять заложенный автомобиль на спецплощадке — до тех пор, пока срок кредитования не истечет и ссуда не будет погашена.
Елена ШКАРПОВА, Контракты