Главной новостью медиарынка в ноябре стало создание StarLight Sales — собственного сейлз-хауса холдинга StarLight Media, объединившего шесть телеканалов: «Новый», ICTV, «CTБ», а также «Куй-ТВ», М1 и М2.
Таким образом, уже с нового года реклама на все телеканалы Виктора Пинчука будет продаваться напрямую, без посредников, то есть без «Интер-рекламы», входящей в группу компаний «Интер» и контролирующей до 70% рынка телерекламы.
Суммарная доля телегруппы среди наиболее активной части зрительской аудитории от 14 до 49 лет около 35%. «Если у группы каналов Виктора Пинчука будет такое же высокое покрытие, как у каналов первого эшелона — «Интера» и «Студии «1+1», они смогут потеснить лидеров», — прогнозирует независимый эксперт медиарынка Александр Глущенко.
По данным директора StarLight Sales Андрея Партыки, группа компаний занимает 50% рынка телерекламы, который, по оценке весеннего исследования Cortex, в 2009-м составит чуть более 1,6 млрд грн. Прогнозы на 2010-й обнадеживающие: рост объемов на 20–40%, хотя в нынешнем году рынок упадет на 32%. Вероятность оптимистичного сценария зависит от готовности Верховной Рады запретить телерекламу пива в прайм-тайм, в планах — отказаться и от рекламы медпрепаратов.
Напомним, что в текущем году рекламодатели на 10–15% увеличили расходы на телевизионную рекламу из-за удачной ценовой политики каналов, причем рост произошел за счет сокращения доли печатной и наружной рекламы. Цены на продвижение по ТВ весной были снижены на 40%, расчет начал производиться в гривне по докризисному курсу — 5,05 UAН/USD. По прогнозам Cortex, доля ТВ среди всех медианосителей в 2009-м увеличится до 54,4%, хотя годом ранее она достигала 46%.
Плюс каналов Виктора Пинчука («Новый», ICTV, «CTБ», М1) в том, что они имеют хороший рейтинг и охват. Минус — они пока считаются достаточно дорогими с точки зрения стоимости рекламного времени. Для того чтобы удешевить ТВ-рекламу, медиахаусу StarLight Sales необходимо создать или купить несколько нишевых каналов, чтобы у клиентов была возможность сочетать дорогие телеканалы с дешевыми. «Компаниям, которые не имеют финансовой возможности прорекламировать себя на «Студии «1+1» или «Интере», будет дешевле и выгоднее размещаться на нишевом телеканале с четкой ЦА», — считает Александр Глущенко.
Теоретически, появление StarLight Sales оздоровит отечественную телерекламу.
Удельный вес «Интер-рекламы» был достаточно высок, чтобы диктовать условия на рынке. Новый медиаселлер усугубит конкуренцию между немногочисленными игроками, а борьба за клиента приведет к снижению общей стоимости телерекламы. Не исключено, что другие телехолдинги последуют примеру Виктора Пинчука и начнут создавать структуры, которые будут управлять их медиаактивами. Это изменит медиарынок, поскольку, исключив посредников между каналами и рекламодателями, медиахолдинги смогут предлагать рынку полный спектр услуг — от производства контента до размещения рекламы. «Самостоятельные продажи поддержат развитие отечественного рынка в целом и позволят рекламодателям оптимально реализовывать свои маркетинговые цели, а нам — собирать больше средств для развития собственного производства», — подтверждает тенденцию Елена Франчук, председатель наблюдательного совета StarLight Media и жена Виктора Пинчука.
Текст: Надежда ГОНЧАРУК