Контракти.ua

3720  —  15.04.18
Стиль мафии, или где же наши мемуары?
Стиль мафии, или где же наши мемуары?

Жаль, в числе многих хороших традиций, которые у нас не появились, не появилась и традиция публичной рефлексии отставленных руководителей государственного уровня по свежим следам.

А до чего же хорошая вещь: и для самого человека – поразмышлять-поделиться, что и как было, и для страны полезно увидеть кухню власти изнутри и услышать мотивации, стоявшие за поступками людей «из телевизора». Но нет, наша политика о том, как бы, даже часто и много выступая, ничего не сказать. Писать – вообще лишнее.

В Штатах вышла книга Джеймса Коми, который не по своей воле покинул пост директора ФБР меньше года назад. Может, кто забыл: именно со скандала вокруг увольнения Трампом Коми история с русским следом в американских выборах приобрела по-настоящему скандальный характер. Был назначен специальный прокурор Роберт Мюллер, задачей которого стало выявить факты возможного сотрудничества и координации действий между избирательным штабом Дональда Трампа и русскими. Спецпрокурор более защищен от отставки президентом, как это произошло с Коми, от которого Трамп не дождался заверений в личной лояльности. За такой «недостаток» руководителя спецслужбы в США еще ни разу не увольняли.

Сказать, что Коми был обижен отставкой – ничего не сказать.  Полученный мандат позволял ему руководить ФБР до 2023 года, и оказаться преждевременно выброшенным, да еще с обвинениями во лжи, такое уязвит кого угодно, Джеймс Коми не стал исключением. Об этом свидетельствовала и устроенная им утечка разговоров с Трампом в печать, и показания перед сенатским комитетом. В книге он тоже не скрывает своего отношения к президенту, но как свидетельствует уже название «Высшая преданность. Правда, ложь и лидерство», Коми не интересно просто пнуть обидчика, ему важно вписать свою позицию в крепкую концептуальную рамку. Для него это рассуждения об «этическом лидерстве».

Ведь проблема Трампа, считает Джеймс Коми, именно в том, что нынешний лидер Америки не соответствует минимальным этическим требованиям к лидеру. «Ценности, такие среди прочих, как правда, честность и уважение к другим, служат в качестве внешних опорных ориентиров при принятии решений этическими лидерами». А нынешний президент неэтический, «правда и институциональные ценности ему безразличны, он руководствуется конъюнктурными соображениями, эгоистичными интересами и личной лояльностью».

Когда команда Трампа услышала о попытке российского вмешательства в выборы в его пользу, их вообще не озаботил вопрос, что Америка подверглась враждебного проникновения. Все тут же начали обсуждать политические последствия и необходимую медийную стратегию, не дождавшись, пока руководители разведывательных служб покинут кабинет. «Черт побери, они пытаются сделать каждого из нас «amica nostra» - «нашими друзьями», - описывает Коми свои тогдашние чувства, уловив сходство с манерами мафии, о которых он, бывший оперативник ФБР, знает не понаслышке.

Дальнейшие контакты с людьми Трампа лишь утвердили его в правоте: «Молчаливый круг согласных. Босс осуществляет полный контроль. Клятвы верности. Мировоззрение «мы против них». Вранье о любых вещах, больших и маленьких, на службе кода лояльности, который ставит организацию выше морали и правды».

Конечно, в этой картине сам Коми предстает именно как благородный борец за иные, высшие ценности, даже его ошибки продиктованы этим. А описывая себя как руководителя он счел нужным упомянуть, что в столовой ФБР всегда становился в конец очереди, хотя и имел право быть всегда первым обслуженным. Он хочет понравиться, но составной частью этого стремления является готовность открыто обсуждать свои недостатки. «Мудрость, как я убедился, состоит в сомнении… Те лидеры, которые никогда не считают, что неправы, те, кто никогда не задаются вопросом о собственных суждениях и взглядах, представляют опасность для организаций и людей, которыми руководят».

Времечко сейчас в США, и не только там, конечно, такое, что не всем удается с честью ответить на неожиданно возникающие вызовы. Например, генерал Джон Келли, страшно возмущавшийся увольнением Коми и в частном разговоре обещавший в знак протеста  подать в отставку с тогдашнего поста секретаря министерства внутренних дел, но в конце концов остался, сейчас возглавляет президентскую администрацию и пользуется полным доверием Трампа.

Тут должны быть какие-то отсылки к нашим делам, но, по-моему, все и так довольно очевидно.

Давайте-ка выпьем за мемуары.

Налил и немедленно выпил – Леонид Швец

Статьи по теме
Що спільного між Нігером та білоруськими вертольотами над Польщею?
Що спільного між Нігером та білоруськими вертольотами над Польщею?

Вадим Денисенко: Вже зараз росіяни будуть пробувати робити дві нові точки напруги в світі: одна на польсько-білоруському кордоні, інша в Нігері. Обидва конфлікти мають на меті одну річ: відволікти захід від України, зменшити постачання зброї і спробувати змусити Захід сідати за стіл переговорів.
02.08.23 — 567

Гра в «солом'яного бичка»: яка перемога над Росією потрібна Америці
Гра в «солом'яного бичка»: яка перемога над Росією потрібна Америці

Максим Розумний: Є кілька міфів про наші відносини зі стратегічним союзником (США), які сьогодні домінують у публічному дискурсі. Перший: американці бояться перемоги України над Росією. Другий: ще більше американці бояться того, що Росія «розвалиться». Третій: американці штовхають наше керівництво до того, щоб завершити війну якомога швидше. Насправді, американцям не потрібна перемога України у тому сенсі, як ми її розуміємо (повне звільнення окупованих територій).
10.07.23 — 938

Другий термін. Про соціологію, вибори і Зеленського
Другий термін. Про соціологію, вибори і Зеленського

Юрій Богданов: Якщо намагатись серйозно коментувати слова Олексія Антиповича, голови соціологічної групи «Рейтинг» про Зеленського, то в мене є що сказати.
25.04.23 — 923