За историями о российском там-сям вмешательстве, которым уже несть числа, этот эпизод прошел почти незамеченным. Может, потому что на фоне остального выглядел почти шалостью. Фон к августу 2014 года, сами помните, был какой. В борьбе за пост главы Международной шахматной федерации схлестнулись Гарри Каспаров и Кирсан Илюмжинов, который руководил ею с 1995 года. А Москве зачем во главе ФИДЕ ярый противник Владимира Путина?
О том, что недопустимо политизировать работу шахматной федерации, Кирсан Илюмжинов рассказывал много и подробно. Особенно хорошо у миллиардера – бывшего президента Калмыкии получалось беседовать с представителями стран третьего мира, где, конечно, надо уделять особое внимание и оказывать дополнительную помощь развитию древней игры в лице спортивных функционеров. Активную работу развернули российские посольства, обрабатывая почву по политической линии, Подключился и сам Путин, - видимо, для пущего доказательства неполитизированности вопроса. В общем, когда дошло до голосования, чемпион мира получил всего 61 голос против 110-ти у своего ушлого соперника.
Почти с таким же разрывом четырьмя годами раньше Илюмжинов уступил другой чемпион мира – Анатолий Карпов, тогда счет был 55 против 95-ти. Кстати, и в 2010 году и в 2014-м, Карпов и Каспаров объединили свои усилия, несмотря на очень непростые личные отношения. Просто они – про шахматы, а Илюмжинов по другим делам. Нет, не помогло. Не та сила убеждения.
И вот из Минска пришло свежее сообщение: там 7-8 апреля прошло заседание президентского совета ФИДЕ, где было принято решение требовать отставки главы организации. Его и раньше об этом просили, но год назад Илюмжинов просто отмахнулся. Судя по нынешнему заявлению, что он не собирается в отставку, есть намерение повторить тот же трюк, но, с учетом резко скандализировавшейся российской и сирийской тем, в этот раз Кирсану отвертеться не получится.
Дело в том, что еще 25 ноября 2015 года Илюмжинов попал под американские санкции, о чем любезно сообщило Управление по контролю над иностранными активами казначейства США. Ему вменили в вину действия в интересах правительства Сирии, Центрального банка Сирии и руководителей этого банка, находящихся под санкциями. Кроме того, у Илюмжинова нашлась общая собственность – банка «Русский финансовый альянс», с другим фигурантом списка, сирийским бизнесменом Мудалалелем Хури, который решал в России финансовые дела Башара Асада. Это давало основания международным банкам право закрыть счета ФИДЕ, организацию об этом честно предупредили. Сам Илюмжинов лишился права посещать Соединенные Штаты.
Всего этого, тем не менее, оказалось недостаточно, чтобы тут же убрать руководителя с известной и до американских обличений репутацией. Когда-то в ФИДЕ посчитали, что амбициозный бизнесмен во главе организации, испытывающей постоянные финансовые проблемы, это хороший выбор. А потом как-то привыкли, втянулись и самим понравилось. Илюмжинов прекрасно использовал открывшиеся возможности для развития собственного бизнеса, заодно интересы родины толкал на вверенном участке. Коррумпирующая российская «гибридность» в Мировой шахматной федерации проявилась очень давно, раньше, чем Герхард Шредер возглавил совет директоров «Роснефти».
Лишь когда Россия совсем слетела с катушек, и Запад начал осознавать реальный масштаб угрозы своим ценностям, так легко размываемым энной суммой денег российского происхождения, тогда люди, которые отвечают в мире за развитие древней благородной игры, вспомнили о каких-то принципах. И то, похоже, с большой неохотой и досадой.
Долго, не один год займет теперь процесс детоксикации от российского разлагающего влияния в разных сферах западной жизни. Подзапустились ребята, чего там. Что уж говорить про наши дела, здесь «русский дух» настолько привычен, что даже чаще всего не различим. Работы – непочатый край. Это длинная, изнурительная игра, требующая полного напряжения мозга, воли и абсолютного неприятия моральных компромиссов. Можно было бы написать: иначе «русский мир» вернется. Увы, в определенном смысле он никуда и не уходил.
За победу.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец