Министерство иностранных дел Российской Федерации строго выговорило Великобритании за ее неспособность обеспечить безопасность гражданам России. С теми постоянно происходят какие-то трагические неприятности: «Вопиющими примерами этого являются, в частности, отравление бывшего сотрудника ФСБ России Александра Литвиненко, смерть при невыясненных обстоятельствах российских бизнесменов Патаркацишвили и Перепеличного, загадочное „самоубийство“ Бориса Березовского и удушение его делового партнера Глушкова и, наконец, покушение на жизнь и здоровье Сергея Скрипаля и Юлии Скрипаль».
В МИДы Британии и Франции направлены ноты, где российская сторона требует рассказать ей, во-первых, с какой стати вообще к расследованию случая в Солсбери привлекли французов, а вот их, россиян, почему-то не привлекли. Во-вторых, чего это они решили, что за применением боевого отравляющего вещества стоят русские? Что, британцы и французы тоже что-то такое изготовляют?!
Российский посол в Великобритании не стал ходить вокруг да около, и заявил в интервью телеканалу НТВ: «У нас очень серьезные подозрения, что эта провокация была осуществлена британскими спецслужбами». Дело в том, пояснил дипломат телезрителям, что Британия находится в тяжелом положении из-за Brexit, а фокус на отравлении и российских спецслужбах позволяет заглушить неприятную тему. Кроме того, «когда была утверждена концепция национальной безопасности, британцы взяли курс на лидирующую роль в так называемом сдерживании России». И чтобы в этой роли утвердиться понадобилась «мощная провокация для того, чтобы эту позицию поддержал и парламент, и народ».
Собственно, ничего удивительного в том, что российский дипломат так органично вписался в риторику пропагандистского канала, на который косо смотрят даже в российских СМИ . Там уже давно рассказывали о существовании в Портон-Даун, неподалеку от Солсбери, военной лаборатории, где как раз изучают боевые яды и прочие подобные гадости массового поражения. То, что специалисты оказались так близко, помогло быстро установить причину поражения Скрипалей и спасти их и полицейского, который первым оказывал им помощь. Для российской публики, наоборот, это инкриминирующее обстоятельство.
Что касается российской дипломатии, то, казалось, стандарты, заданные покойным Чуркиным, представителем России в ООН, превзойти нельзя, но, оказалось, очень даже можно. Спикером МИДа с 2015 года работает Мария Захарова, и все указывает на то, что именно она, а не ветераны внешней политики, диктует с некоторых пор нормы высказывания в этом когда-то уважаемом ведомстве. Жизнь причудлива, и у меня во френдленте фейсбука есть люди, которые когда-то работали с Сергеем Лавровым, нынешним главой Министерства иностранных дел России, они до сих пор изумляются произошедшим с ним переменам и сокрушаются, как ему, тонкому и умному человеку, непросто нынче работается. А, может, наоборот, очень просто?
Тот же Александр Яковенко, представляющий России в Великобритании, карьерный дипломат с 70-х годов, шесть лет занимавший пост заместителя министра иностранных дел, сейчас спокойно рассуждает о том, что британцы специально хотели кого-то угробить на своей земле, чтобы свалить на Россию. Надо только принять правила игры, отбросить приличия и условности, а дальше все просто. И они, «умные и тонкие», почему-то их принимают и отбрасывают.
Тереза Мэй, выступая в британском парламенте, сказала, насколько ее поразили сарказм, презрение и вызов, с какими Россия встретила требование британской стороны объяснить, почему на территории королевства применено нервно-паралитическое вещество. Одичание российской дипломатии говорит о стране ничуть не меньше и значительно чаще, чем показательное применение редких ядов в чужой стране. От России инстинктивно хочется шарахнуться, на всякий пожарный тщательно вымыть руки и постараться всячески ограничить возможность дальнейших контактов. Чем сейчас Запад активно и займется.
Когда россияне говорят всем: «Вы такие же, как мы», и обвиняет британцев в готовности убивать ради провокаций – это самая мощная антироссийская пропаганда, какую только можно придумать. Что-что, а пропаганда у них очень действенная. Дальнейших ей успехов. За них, за успехи, и выпьем.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец