В преддверие выборов правительство Украины продолжает активно декларировать невиданные успехи борьбы с тенизацией экономики.
Вместе с тем, многочисленные исследования отечественных и международных институтов свидетельствуют об обратном. По разным оценкам, в тени находится от 40% до 62% бизнеса. Порядка 70% работников частного сектора получают зарплату в конвертах. Доля теневой экономики на начало 2018 года в денежном эквиваленте оценивается в 1,95 трлн грн.
Обмен ударами
В начале февраля 2018 года экономист из африканского департамента МВФ Леонардо Медина и представитель Университета Кеплера Фридрих Шнейдер озвучили совместный доклад, оценив размер теневого сектора в структуре экономики Украины на уровне 44,8%. Примечательно, что столь резонансный для украинского правительства отчет основного финансового донора страны, базируется на анализе данных 1991-2015 годов, но озвучен почему-то в 2018-м, когда руководству государства все сложнее придумывать «победы» для получения очередного кредитного транша.
Впрочем, Кабмин не растерялся. Минэкономразвития провел блестящий маневр, отчитавшись о внушительных результатах борьбы правительства Гройсмана с тенью в период 2016 года, заявив о снижении уровня тенизации экономики до 40%.
В частности, по данным министерства, значительные темпы детенизации удалось продемонстрировать в добывающей промышленности (до 43% в 2016-м с 51% в 2015 году), операциях с недвижимостью (43%-48%), перерабатывающей промышленности (34%-43%), оптовой и розничной торговле (24%-35%) и так далее.
Однако в следующем раунде, когда речь пошла о 2017 годе, Кабмин пропустил болезненный хук «слева». В соответствии с рейтингом Ассоциации дипломированных сертифицированных бухгалтеров (АССА), к концу прошлого года, Украина вошла в тройку лидеров среди 28 стран с наибольшей частью теневой экономики, объем которой оценивается на уровне 45,96% ВВП.
Минэкономразвития вынужденно признать, что в 2017-м, по сравнению с 2016 годом, «тень» добывающей промышленности подросла с 43% до 50%, строительной сферы с 43% до 47%, ритейла с 24% до 27%.
Озвученная профильным министерством официальная статистика по сути констатировала поражение Владимира Гройсмана в бою с тенью, продемонстрировав недальновидность очередной правительственной реформы.
Первая кровь
Поединок с теневой экономикой, по мнению экспертов, премьер ошибочно решил вести чересчур жестко. С одной стороны, к такой тактике боя Гройсмана вынудил резкий скачок дефицита Пенсионного фонда с 80 до 148 млрд грн. Как известно, в конце декабря 2015 года, Верховная Рада снизила ставку единого социального взноса (ЕСВ) до 22%, тогда как ранее она могла достигать 41%. Однако, столь щедрый «подарок» так и не приобщил работодателя к социальной солидарности. Вкладывать больше средств в корпоративные пенсионные фонды бизнес не стал.
С другой стороны, критическая ситуация с бюджетными дырами, стремительно падающий рейтинг политического доверия избирателей, не оставили премьеру иного варианта, как бить наотмашь. В 2017 году Гройсман повышает минимальную заработную плату до 3200 грн, одновременно вводя дополнительные штрафы за нарушения трудового законодательства. В частности, за недопущение инспектора к проверке - 9,6 тыс. грн. За повторное препятствование работе контролирующих инстанций, выплату зарплат в конвертах, неофициальное трудоустройство – 320 тыс. грн. За нарушение других требования закона – 3,2 тыс. грн. И это при том, что старых штрафов никто не отменял.
Однако, первый поединок, как и предупреждали эксперты, закончился для премьер-министра нокаутом.
«Риторика премьера опирается на повышение минимальной заработной платы. Он пребывает в уверенности, что это единственно правильный индикатор. Но это не так. Увеличение зарплаты в высокотенизированных отраслях экономики, с одной стороны, может приводить к увеличению сборов в государственный бюджет. И это правда. Но, при всем этом, есть и обратная сторона медали - рост уровня официальной безработицы, усугубление процессов тенизации. Того, кто работал раньше на маленькую официальную зарплату, сегодня попросту выводят за штат, продолжая работать по теневым схемам оплаты труда, либо переводят на неполный рабочий день», - говорит исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
По данным опроса международного кадрового портала НН, у каждого пятого украинца в 2017 году зарплата действительно изменилась. Но больше начали платить только половине, а у 25% оклады, наоборот, уменьшились. Тех, кому повысили только официальную зарплату, а надбавку выплачивают в конверте, сейчас 19%.
Наибольшее количество украинцев (94%), получающих официальную зарплату, сосредоточено в государственном секторе. При этом, «белую» зарплату получает 50% специалистов, занятых в бюджетной энергетике и тяжелой промышленности. Официальные оклады лишь у 40% опрошенных юристов. Деньги в конвертах платятся каждому четвертому медику. Понятно, что уровень тенизации частного сектора в разы выше.
На те же грабли
Эксперты прогнозируют, что ситуация продолжит усугубляться и в 2018 году. Премьер выводов не сделал. Напротив, правительство запланировало реванш еще на более жестких условиях.
С 1 января 2018 года минимальная зарплата выросла до 3723 грн. При этом усилилось налоговое давление на бизнес: на 115 грн в месяц увеличен единый социальный взнос (ЕСВ). На 101,99 грн - НДФЛ и военный сбор с наемных работников. При этом, правительство предусмотрело 27 169 плановых проверок (без учета рейдов фискальной службы). А штрафы за нетрудоустроенных сотрудников выросли до 372,3 тыс. грн.
«В отраслях с высокой коррупционной составляющей, я имею в виду то же строительство, ритейл, присутствует постоянное стремление минимизировать расходы и уйти максимально в тень, пытаясь сэкономить на отчислениях в Пенсионный фонд. Основная цель бизнеса - получение прибыли при минимальных издержках. В любом случае, какие-бы условия вы не создавали, бизнес будет стремиться к оптимизации расходов. И если есть малейшая возможность уйти либо минимизировать отчисления в ПФ, бизнес будет это делать», - полагает директор аналитической группы Da Vinci AG Анатолий Баронин.
И рыбку съесть…
Еще один немаловажный фактор тотального погружения украинского бизнеса в тень лежит в пресловутой коррупционной составляющей, от которой правительство не способно отказаться.
Прежде всего речь идет о политике двойных стандартов, когда одним крупным игрокам рынка государство позволяет не платить налоги с реальных зарплат, а других «прессует» бесконечными проверками. В данном контексте наиболее показателен опыт отрасли оптовой и розничной торговли.
Довольно интересен факт, что на откровенные нарушения трудового законодательства рядом крупнейших торговых сетей Украины журналисты обращали внимание неоднократно. Несмотря на это, лидеры теневой экономики в сфере ритейла остаются неизменными на протяжении нескольких лет.
На условиях анонимности источник ГФСУ поделился с нами аналитической информацией о «белых» и «серых» торговых сетях, а также об уровне реальных заработных плат рядового и руководящего персонала нарушителей закона о труде.
К наиболее крупным торговым сетям продовольственной группы, нарушающим законодательство, ГФСУ относит «Велику Кишеню», «Фуршет», «Таврию В», «Эко Маркет», «Маркет ОПТ». В нише торговли повседневными товарами зарплаты в конвертах платят «EVA», «Watsons», «ProStor». В направлении торговли бытовой техникой конверты практикуют «Эльдорадо», «Фокстрот», «Алло».
Во всех вышеуказанных магазинах работникам платится официально минимальная заработная плата. О реальных зарплатах можно судить из приведенной ниже таблицы.
Торговая сеть |
Административный персонал (грн) |
Рядовой персонал (грн) |
EVA (Киев) |
14 000 |
8 000 |
ProStor (Киев) |
9 500 - 14 000 |
6 800 – 7 000 |
Watsons (Киев) |
8 500 - 13 000 |
7 000 |
Алло (Киев) |
12 000 |
7 500 |
Велика Кишеня (Киев) |
16 000 - 20 000 |
7 200 - 7 500 |
Таврия В (Одесса) |
20 000 - 28 000 |
7 000 – 8 000 |
Фуршет (Киев) |
11 500 - 15 000 |
6 800 – 7 000 |
Фокстрот (Киев) |
16 000 - 23 000 |
6 800 – 7 500 |
Эко Маркет (Киев) |
13 200 - 18 000 |
7 300 – 7 500 |
Эльдорадо (Киев) |
16 000 - 20 000 |
7 500 – 8 000 |
«Лидеры теневого сектора известны несколько лет. И они не меняются, несмотря на декларируемую правительством борьбу с неофициальными зарплатами, ужесточение штрафов, создание специальных комиссий по борьбе с тенью и другие факторы. Причина проста. Премьер-министр не хочет, да и не может ссориться с владельцами крупных торговых сетей. К примеру, за сетью «Фуршет» стоит Игорь Баленко – мультимиллионер, стратегический партнер и соакционер французского «Ашана», который имеет грандиозные связи не только с первыми лицами страны, но и влиятельными политиками, бизнесменами Европы, США. «Эко Маркет» принадлежит не менее одиозному Святославу Нечитайло, который известен атакой на ЛВЗ «Тетерев» и борьбой за бренд «Хлебный дар». Таким образом, на протяжении многих лет, в Украине сложились извращенные стандарты: одни бизнесмены, используя свои капиталы и политическое влияние на руководство правительства, принципиально не платят белые зарплаты. Другие, которые принципиально решили вести честный бизнес, выступают в роли «козлов отпущения». Понятное дело, что в условиях таких двойных стандартов, публичные заявления о реальных победах в борьбе с теневой экономикой являются не более чем предвыборным популизмом», - считает экономист, генеральный директор инвестиционно-банковской компании European Capital Management Вадим Браиловский.
Игра на публику
И последнее. Эксперты сходятся во мнении, что реальный уровень теневой экономики Украины гораздо выше даже самых объективных, не ангажированных результатов исследований.
«Никто не дает статистику, сколько он платит в конвертах, или каким иным способом уходит от налогообложения. Таким образом, оценочные суждения, приближенные к реальности, можно сделать исключительно либо по опросу участников рынка, либо по количеству уголовных дел, либо в соответствии с официальной статистикой налоговых органов в результате проведенных проверок», - говорит Анатолий Баронин.
В Украине подобных уголовных дел нет. Следовательно, дальнейшей стремительной тенизации отечественной экономики ничего не препятствует. Более того, политическая нестабильность в стране и шаткое положение действующего правительства этому даже способствуют.
«Сегодня ситуация достаточно политизирована, приближаются выборы, соответственно жесткий контроль бизнеса приведет к еще большему падению уровня поддержки населением правительства. Я думаю, что в данном случае присутствует молчаливое взаимное согласие. Правительство и дальше, скорее всего, будет закрывать на ситуацию глаза. А все остальное – игра на западную публику», - резюмировал эксперт.
Создать условия
Для того, чтобы бизнес исправно платил налоги, правительству нужно не воевать с ним, а создать благоприятные условия для его развития.
«Борьба с тенью должна проходить по логической цепочке развития экономики: вначале – создание комфортных условий и качественного бизнес-климата. Бизнес-климат, в свою очередь, привлечет инвестиции. Инвестиции увеличат производительность труда. Производительность труда даст возможность поднять официальные заработные платы. Увеличение официальных зарплат обернется реальной детенизацией экономики», - убежден Олег Устенко.
А до тех пор, пока наше правительство будет поддерживать игроков теневого сегмента, рассчитывать на развитие просто наивно.