Прошла неделя после того, как в Солсбери на скамейке были обнаружены в тяжелом состоянии Сергей и Юлия Скрипаль – отец, бывший сотрудник российской военной разведки, и его дочь. С тех пор это центральная новость в британских медиа. Каждый день появляются новые обстоятельства расследования, сообщается об идентификации более 240 свидетелей, двух сотнях вещественных доказательств. К делу подключились, помимо сотрудников антитеррористического подразделения британской полиции, десятки военных специалистов и экспертов по химической, биологической, радиологической и ядерной безопасности. СМИ гудят, как разбуженный улей.
Покушение с использованием необычного средства убийства поставило на уши всю страну, и, в отличие от 2006 года, когда от радиоактивного полония погиб перебежчик Александр Литвиненко, Британия, похоже, настроена пойти дальше простой констатации русского следа. Пока же потрясает наглядное рвение и системность работы спецслужб, их информационного обеспечения и отмобилизованность медиа – словно нервнопаралитическое вещество было применено против королевского семейства или кого-то из членов кабинета министров.
На этом фоне обескураживает полуравнодушная подача и восприятие информации в Украине о якобы разоблаченных планах врага дерзко атаковать руководство страны, убить лидеров, захватить правительственные здания, расстрелять «тысячи людей» и спровоцировать эскалацию военных действий на востоке. Выслушали невнятный брифинг главы СБУ, пожали плечами в ответ на его обещания будущих неотразимых доказательств, да и сосредоточились на обсуждении встречи Порошенко с блогерами. Совершенно невероятная и не здоровая реакция.
Но ведь и по факту встречи президента с блогерами никто не обсуждает, что на ней говорилось, все страсти о том, кого и почему пригласили, а затем – горячие разборки между самими приглашенными. Это очень странно, разве не главное то, что удалось нового и важного узнать у главы государства? Выходит, нет. Так же было и после большой пресс-конференции, когда все обсуждение свелось к тому, победил или не победил Петр Порошенко журналистов. Насчет того, кто лучше смотрелся, могут быть разные мнения, главный вопрос остается: что нового, интересного и важного пытался донести своим выступлением президент?
Не мне одному показалось, что он остался недоволен пресс-конференцией, и камерные посиделки с блогерами должны были, судя по всему, как-то убрать неприятное послевкусие. Опять-таки, результаты встречи, подытоженной селфи с неким Мирославом Олешко, можно оценивать как угодно, в зависимости от политических и чисто блогерских предпочтений, только вот разобрать президентские месседжи не удалось. Так, может, их и не было, и вся задача сводилась к тому, как и во время пресс-конференции, чтобы выгодно показаться на людях, а не объясниться с людьми?
Нешуточная проблема, когда главе государства нечего сказать народу, который, если судить не по фейсбучным постам Олешко, крепко недоволен происходящим и не склонен доверять президенту. Порошенко явно не знает, как распорядиться редкой привилегией – возможностью регулярно и обстоятельно говорить с Украиной. Удивительно ли после этого, что он не находит со страной общего языка: редкие монологи к взаимопониманию не располагают.
Как не находит этого языка и глава СБУ. Сенсационные заявления Василия Грицака о грандиозных планах российских агентов будто не услышали, а если услышали, то не поняли, или поняли, но не поверили. В условиях войны и действительно не преходящей террористической опасности крики спецслужб «Волки! Волки!» должны находить безусловное подтверждение, иначе это и есть то самое раскачивание ситуации, которого, как справедливо утверждают «конторские», жаждут в Кремле. После пшика с разоблачением «чудовищного заговора» Саакашвили власти придется очень постараться, чтобы привлечь общественное внимание к каким-то угрозам. Пока явно не получается, при том, что угрозы, не эти, так другие, еще как существуют.
Власть и общество живут в двух мало пересекающихся коммуникационных плоскостях, и это симптом серьезной политической болезни. Далеко не только до ее излечения, но даже до осознания нездоровья и его причин. Тут требуются пока недосягаемые высоты элитной рефлексии.
А выпьем в этот раз за выздоровление Сергея Скрипаля и его дочери и за успехи британского расследования. Никому не позволено безнаказанно убивать людей в центре Европы. Да и у нас не позволено.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец