У президента Либерии Джорджа Веа настоящий праздник: 3 марта его сын Тимоти вышел на поле в основном составе «Пари Сен-Жермен». 23 года назад в этом клубе началась звездная карьера легендарного африканского нападающего, которая привела его на вершину мировой славы и, в конце концов, к президентству. Правда, Тимоти, будучи рожден в Нью-Йорке 18 лет назад, имеет американское гражданство и выступает за молодежную сборную США. Захочет ли он связывать свою спортивную жизнь с Либерией – большой вопрос. Его отцу так никогда и не удалось в составе национальной команды выступить в финальной части чемпионата мира.
В другой части Африки, в Бурунди, тоже весьма спортивный президент. И это понятно: Пьер Нкурунзиза в молодости был преподавателем спортивных дисциплин. Сейчас он любит сесть на спортивный велосипед и покататься по стране, в сопровождении, правда, усиленного военного конвоя и собственного лимузина под боком. А еще в поездках по Бурунди он возит с собой свою футбольную команду «Аллилуйя», вдобавок к христианскому хору: Нкурунзиза ревностный протестант.
И вот как раз 3 марта, когда Тимоти Веа вышел на игру против «Труа» во французском чемпионате, Пьер Нкурунзиза в составе своей «Аллилуйи» решил показательно погонять мяч в бурундийском городке Киремба. И надо же такому случиться, в составе местной команды главные роли играли беженцы из Конго. Потом, оправдывая их, говорили, что конголезцы даже не знали, что играют против главы страны, но в это верится с трудом. Скорее всего, им было просто глубоко плевать, ребята бегали в свое удовольствие и в полную силу. Это как раз и не понравилось Нкурунзизе: ему не только не дали, как обычно, красиво бить по воротам, но и несколько раз безо всякого почтения свалили на траву.
Нет, команду наказывать, во всяком случае, пока, не стали. А вот городское начальство арестовали по обвинению в заговоре против президента. Очевидно же, что заговор себе представить проще, чем чью-то искреннюю попытку честно сыграть в футбол.
Насчет честности у главы одной из самых бедных стран мира весьма своеобразные представления. Пьер Нкурунзиза президентствует в Бурунди с 2005 года. Первый раз его на этот пост выбрал парламент, второй раз прошли всенародные выборы. А раз процедура разная, то и второй срок вторым сроком не считается, решил президент, и в 2015 году опять выдвинул свою кандидатуру. Попытки оппозиции что-то возразить были жестоко подавлены.
Но и это еще не все. В мае в Бурунди собираются провести референдум по конституционным поправкам, которые все-таки установят границу в два президентских срока, но и увеличат время пребывания на посту до семи лет. А раз другая процедура, то Нкурунзиза может опять два раза подряд «избираться», то есть впереди еще приятных четырнадцать лет футбола, духовных песнопений и покатушек на велосипеде. Если, конечно, здоровья хватит.
И знаете, в этой жадности к власти и удовольствиям Пьера Нкурунзизу можно даже как-то понять, хотя и не оправдать, конечно. В страшной междоусобице народов тутси и хуту он потерял когда-то отца и пятерых братьев и сестер. Сам несколько раз спасся буквально чудом. Раз Бог миловал, надо ему молиться и брать от жизни свое. Ну, и чужое тоже.
Нередко можно услышать, что в Украине не любят своих президентов, не щадят их, не спешат войти в их положение и тем самым мешают – мешаем – исполнять свои обязанности. Вечный заговор против президента. А мне все-таки кажется, что мы преступно нежничаем. Иначе почему они у нас позволяют себе то, что позволяют?
А выпьем давайте за сына президента. Парень в 18 лет играет в одной из лучших команд мира, и не потому, что папа за него попросил. Удачи, Тимоти!
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец