Понедельник, 22 января, принес автомобилистам очередное разочарование – на стэллах заправок ценники на топливо в очередной раз поднялись. По данным «Консалтинговой группы А-95», цена бензина А-95 вплотную приблизилась к отметке 30 гривен за литр. От бензина не отстает и дизельное топливо – цена литра уже подобралась вплотную к 27,5 гривни. Цены на бензин в Украине начали расти еще 7 сентября 2017 года. Если кто забыл, напомним, что тогда литр А-95 стоил в среднем 24,57 гривни за литр. К концу года цены выросли до 28,22 гривни, а к этому понедельнику – уже до 29,6 гривни.
Почему же растут цены на бензин, и можно ли спрогнозировать, что будет с ценам дальше?
Причина №1. Глобальная
Главная причина роста цен на топливо – рост цен на нефть. За год баррель нефти подорожал с 55 долларов до 71. Особо бурное обсуждение вызвал недавний период повышения цен на нефть, как раз, когда он пробил психологическую отметку в 70 долларов за баррель. Еще в средине декабря баррель нефти на лондонской бирже стоил 63,4 доллара, но потом цены стали активно расти, вызывая легкую панику. Сейчас уже все подуспокоилось и кривая роста цен становится все более пологой. Ведущие эксперты мирового рынка говорят, что причина роста цен на черное золото – глобальный экономический рост в 2017 году, который оказался выше, чем прогнозировалось. А еще свою долю в рост вложило соглашение стран-добытчиков нефти ОПЕК, которые совместно с Россией, Казахстаном, Азербайджаном и другими странами, добывающими нефть, договорились сократить добычу, чтобы повысить цены на сырье. Это извечный прием – сокращаем добычу нефти, и этим добиваемся роста цены. Поначалу эта договоренность не работала, и вот в прошлом году – этот метод таки «выстрелил», возможно – вместе с экономическим ростом. Теперь участники соглашения планируют, что договоренность о сокращении добычи будет действовать до конца этого года. Будет ли цена на нефть снижаться – достоверно не знает никто, ситуация в мире меняется и достаточно возникновения проблем в какой-нибудь Ливии, чтобы общая картина цен начала меняться в обратную сторону. Но, тем не менее, например, международное рейтинговое агентство Standard & Poor's считает ,что средняя цена нефти в этом году будет на уровне 60 долларов за баррель. В долгосрочной же перспективе некоторые эксперты прочат нефти рост цен еще как минимум в речение семи лет.
А нам что с этого?
Но так ли велика роль цены на нефть в цене бензина, который Вася Пупкин заливает на заправке в столице Украины. Давайте посчитаем, сколько в каждом литре бензина заложено нефти. Если баррель нефти стоит 70 долларов, а баррель – это 159 литров, то путем несложных математических подсчетов получаем, что 1 литр нефти на мировом рынке сейчас стоит 0,44 доллара или 12,7 гривни. Другими словами, в цене одного литра А-95 от 40 до 45% занимает стоимость сырой нефти.
А ведь нефть нужно еще доставить на нефтеперерабатывающий завод, переработать, отгрузить оптовые партии, провезти эшелоны с топливом до границы Украины, где их купят оптовые покупатели, перельют в бензовозы и развезут по заправкам. Учитывая, что Украина обеспечивает себя бензином из нефти собственной добычи только на 10%, то наши автомобилисты очень зависят от цен на нефть, которая перерабатывается на белорусских и прибалтийских нефтеперерабатывающих заводах. А российские нефтяные компании, поставляющие сырье на эти НПЗ, равняются на мировые цены. Так что если цена на нефть растет – значит жди повышения ценников на заправках.
Причина №2. Локальная
Но больше, чем от цен на нефть на мировых рынках, цена на украинский бензин зависит от курса доллара и евро. Если вы забыли, то в средине августа прошлого года курс гривни составлял 25,5 гривен за доллар, и около 30 гривен за евро. А сегодня официальный курс гривни уже вырос до 28,87 гривни за доллар и 35,34 гривни за евро. А ведь в розничной цене одного литра бензина на украинской АЗС доля затрат на покупку оптовой партии топлива на границе (а топливо закупается за валюту, а не за гривну) занимает 48%, а доля налогов (акцизный сбор на топливо начисляется в евро) составляет 38%. Складываем первое со вторым, и получается, что валюта влияет на 86% стоимости литра бензина. Чем больше девальвирует гривна, тем больше дорожает бензин на заправке. Каждая гривня в снижении курса доллара автоматически добавляет к стоимости литра топлива на АЗС 80 копеек.
Но если курс гривни так сильно влияет на цены топлива, то что же будет с курсом гривни в ближайшее время? Премьер-министр Владимир Гройсман заявил в воскресенье, что в нынешней девальвации нет ничего сверхъестественного. Объяснение простое: Украина еще в сентябре 2014 года перешла к плавающему курсу гривни, то есть, Национальный банк проводит интервенции на валютном рынке (другими словами – выбрасывает доллары на продажу, чтобы не допустить проседания курса гривни, или проводит скупку долларов, чтобы не допустить резкого скачка вверх) только для того, чтобы сгладить колебания курса. Но общий тренд движения курса НБУ не регулирует, только наблюдает.
Проблема в том, что украинская экономика – сырьевая, и поступления в страну валюты очень сильно зависит от ситуации на мировых рынках сырья. Упали цены на металл, поток валюты в Украину сократился, соответственно – спрос на доллар вырос, и вот уже за 1 доллар дают, например, не 27, а уже 28 гривен. Кроме этого, курс гривни подвержен еще и сезонным влияниям – после введения плавающего курса в течение двух лет можно наблюдать забавную тенденцию – в декабре-январе курс ослабевает, потом ближе к лету – укрепляется, а осенью – снова опускается вниз. Гривня движется вверх-вниз опять же по причине того, что украинская экономика – сырьевая, а внешняя торговля зависит от сезонности. Когда аграрии продают урожай, то заводят в страну валюту и продают ее, чтобы погасить кредиты, расплатиться с собственниками арендованной земли или закупить новую технику. Активная продажа долларов аграриями приводит к укреплению курса национальной валюты. Но когда наступает отопительный сезон, Украина больше покупает импортного газа, а для это нужны доллары, то есть – курс гривни движется вниз. Даже новогодние праздники влияют на курс – импортеры стремятся закупить партии товаров, и скупают для этого валюту, что «продавливает» курс вниз.
Учимся прогнозировать цены на бензин
Кроме того, на ситуацию с курсом влияют и внутренние факторы. Например, к концу года центральная и местная власть активно осваивают остатки бюджетных денег на счетах, соответственно, эти деньги тут же попадают на валютный рынок и создают спрос на доллар, поэтому курс тут же движется вниз. Еще одни фактор – социальные выплаты: население, получив пару тысяч дополнительных гривен, тут же побежит в обменник прикупить доллар на черный день, поэтому спрос на доллар тут же растет, а курс гривни – снижается, а цены на бензин – наоборот, повышаются. Эксперты прогнозируют, что курс гривни продолжит снижение в первом квартале, и только во втором-третьем квартале начнет укрепляться.
Поэтому если вы хотите понимать, сколько будет стоить бензин завтра, читайте сводки мировых биржевых новостей – если ситуация на внешних рынках для украинских экспортеров благоприятная, то цены на бензин могут и не вырасти. А если вам вдруг ваше правительство резко увеличило минимальную зарплату (например, до 4100 гривен, как это запланировано на этот год), то жди повышения цен на бензин. Вполне возможно, что насладиться повышением зарплаты вы и не успеете, прибавка тут же уйдет на покупку подорожавшего бензина.
Александр Колосовский