Контракти.ua

23343  —  23.10.09
Итоги туристического 2009-года не утешительны
Итоги туристического 2009-года не утешительны

Эксперты прогнозировали, что из-за финансовых проблем многие украинцы переключатся на отдых внутри страны, но этого не произошло.  

Текст: Ксения ПОРТНАЯ, Контракты

(Начало статьи читайте тут)
 

Не стало больше ездить в Украину и иностранных туристов — за I кв. 2009 года общий въездной поток (организованный туризм, бизнес и частные поездки) сократился на 20%, подсчитали в Госслужбе по туризму и курортам. Представители турагентств утверждают: летний спрос на туры в Карпаты по сравнению с прошлым годом сократился более чем на треть. Даже в Крым отказавшиеся от заграничного отдыха украинцы, похоже, тоже не поехали. По данным Министерства курортов и туризма АРК, этим летом туристический поток в регионе сократился на 15%, а по оценкам туристических компаний — на 25–30% С начала года общее число отдыхающих  в Крыму составило 4,8 млн человек против 5,5 млн год назад.

По словам президента ООО «Кандагар-Тур» Бориса Зелинского, меньшим спросом пользовались пляжные курорты — Крым, Одесса, Николаев, Азовское побережье. В среднем турпоток по этим направлениям снизился на 20%. Менее всего пострадал регион Большая Ялта — спад около 10%. Примерно на 30% сократилось число туристов, отдохнувших в Евпатории и Большой Алуште. «Спросом пользовались туры со средним ценовым диапазоном 200–300 грн (проживание на одного человека в сутки. — Прим. Контрактов), — говорит Борис Зелинский. — Наибольший спад наблюдался в сегменте дешевого отдыха — до 200 грн».

Экскурсионные туры по Украине, ориентированные в первую очередь на иностранцев, также теряют популярность. По данным въездного оператора «Олимп Тревел», спрос в этом сегменте упал в среднем в два раза. «В конце прошлого года был заявлен хороший объем групп. В феврале–марте 2009-го начались повальные отказы. В туристическом бизнесе 30% аннулированных заказов считается нормальным. Но в 2009-м было многократное сокращение спроса — по некоторым направлениям из девяти групп оставалось только две, — сетует генеральный директор компании Татьяна Волошина. — К примеру, из Великобритании в этом году мы приняли только три группы, а в 2008-м — восемнадцать. Шведы год назад отправляли в Украину две-три группы в месяц, сегодня — только три-четыре за весь год».

Даже для иностранцев отдых в нашей стране — недешевое удовольствие. По словам Татьяны Волошиной, дороговизна — основная причина, по которой зарубежные партнеры отказывались от Украины в пользу других государств. «Существенно выросло в цене ресторанное питание иностранных туристов. Если в 2008-м средний чек на человека составлял $15–17, то в 2009-м — уже $30–40. А где их взять, если изначально было заложено максимум $20, — рассказывает директор компании «Олимп Тревел». — Можно было бы удешевить туры за счет проживания, сыграв на разнице курсов валют, но мы не можем сделать этого, поскольку с гостиницами расплачиваемся в долларах или евро».

Осторожно — зима!

Итоги 2009 туристического года операторы прогнозируют очень осторожно. В целом по рынку ожидается сокращение спроса на 30–40% (организованный въездной поток упадет с 1,5 млн туристов в год до 1 млн). Турагентства делают ставку на проверенные программы — Египет, горнолыжные курорты Турции и Словакии. «Из экзотики — Таиланд и ОАЭ, — рассказывает Вячеслав Бурдюков. — По Эмиратам даже ожидаем роста объемов продаж, так как планируется увеличение авиарейсов в этом направлении, а значит, стоимость перелета снизится». MIBS Travel готовится осваивать Иорданию, Австралию, ЮАР, Сейшелы, Карибский бассейн. Однако этой зимой надеяться на большое число туристических новинок не стоит — компании заняты удержанием спроса на существующие направления и ресурсов на введение новых программ вряд ли хватит.

Эксперты

Алексей Тугай, директор турецко-египетского  оператора Karya Tour 

 В последние годы на украинском туристическом рынке лидировали турецко-египетские операторы. С началом кризиса ситуация изменилась?

— Спрос упал по всем направлениям, но турецко-египетский сегмент удерживает лидирующие позиции на рынке — около 70% выездного сегмента.

 Некоторые участники рынка считают, что высокий спрос на отдых в Турции и Египте в докризисные годы был сформирован банальным демпингом. Так ли это?

— Один из основных инструментов вхождения нового игрока на рынок — ценовая политика. Я не называл бы это демпингом. Помню время, когда и САМ, и Гамалия, и Яна, и Пан Юкрейн в 2000–2001 годах «продавали» Турцию по $99 — этого требовала ситуация, и ничего плохого в этом нет. Конкуренты, конечно, могут быть недовольны, но мы работаем для потребителей.

 Как изменилась ценовая политика по вашим основным направлениям?

— Цена выросла  максимум на 10– 20% в долларовом эквиваленте. Дело в том, что такого кризиса в туристической индустрии Турции, как у нас, нет. Число украинцев, посетивших этим летом турецкое побережье, сократилось примерно на 30%, россиян — на 35%. Но в то же время количество приехавших туда немцев, англичан, голландцев увеличилось. Поэтому общая ситуация в стране неплохая, и турецким отелям не нужно повышать цены, рискуя  имеющимися туристами.

 Как изменился спрос?

— В начале года мы прогнозировали спад до 50%, однако на практике число обслуженных туристов сократилось только на 20–25%. Украинцы, отдыхающие в Турции или Египте, — представители среднего класса, именно по ним больнее всего ударил кризис. А когда появляется необходимость экономить, наши граждане отказываются в первую очередь от отдыха. Тогда как для западных туристов отдых – предмет первой необходимости. Заметно сократилась потребность в самых дорогих гостиницах  — туристы стремились поселяться в четырехзвездочных отелях. А поскольку часто между четырьмя и пятью звездами ощутимой разницы в цене нет, многие интересовались дешевыми «пятерками». Тренд в сторону удешевления туров был очевиден.

 Каков прогноз на зимний период?

— Хотелось бы, чтобы приближающаяся зима оказалась не хуже предыдущей. В прошлом году на зимний туристический сезон пришелся первый удар кризиса. Сейчас ситуация немного улучшилась, хотя грядут выборы. Поэтому не исключено, что многие украинцы побоятся ехать из-за потенциальной политэкономической нестабильности.

 

Тарас ДЕМУРА, директор сети турагентств  «Галопом по Европам»

 Как прошел летний сезон?

 — Плохо. Падение продаж составило до 40% по рынку и около 35% у нас в компании. Средняя стоимость поездки до кризиса составляла $900–950 на человека, сейчас — $600. Операторы не зарабатывают. Держатся, ждут лучших времен. У агентств ситуация лучше. Их комиссионные составляют 10%, у оператора — обычно 1,5%, максимум — 4%. К тому же агентства не рискуют, не теряют на заранее выкупленных местах в самолетах, гостиницах и т. п. Они продают туры по факту спроса со стороны потребителя, однако сейчас тоже держатся только на постоянных клиентах.

 Что изменилось в предпочтениях украинских путешественников?

— В целом кардинальных изменений нет. На фоне общего падения спроса можно отметить положительную динамику по Хорватии и Черногории: дружественный визовый режим, европейский сервис, экологически чистые страны и при этом дешевле, чем та же Греция или Италия — от EUR600–700 в неделю на человека. В Греции примерно на 20% дороже.

Распробовали украинцы спа-курорты в Тунисе. Если раньше воспринимали его как недорогую арабскую страну, главного конкурента Турции, то в этом году большим спросом пользовались высококлассные отели с морской терапией стоимостью от EUR1 тыс. А вот Болгария пошла плохо, хотя цены стартовали от EUR150 с перелетом. Были низкие продажи по Кипру.

 Сокращение доходов населения привело к всплеску внутреннего туризма?

— Не сказал бы, что в Украине отдыхать дешево. Нормальная стоимость номера в пятизвездочном отеле не должна превышать EUR150–200 в сутки. А у нас цены доходят до EUR400–500, иногда до EUR800.

При этом даже в самых дорогих отелях Украины неожиданно могут выключить горячую воду, электричество и т. п. Не говорю уже о невыполнении договорных обязательств и попытке заработать на клиентах так, будто завтра апокалипсис: $100 — такси, $10 — бутерброд.

 Но потенциал у Карпат с Крымом есть?

— Он не очень велик. В Карпатах снег лежит месяц-два, поэтому утверждать, что строить горнолыжные комплексы выгодно, будет преувеличением. А значит, там нужны альтернативные программы. В Крыму гарантировать тепло можно с июля по август. В Турции — с апреля по октябрь. Инвесторы не будут вкладывать в отели, которые из 12 месяцев в году будут гарантированно зарабатывать лишь в двух. Нужно придумывать зимние программы. Строить не просто пляжные гостиницы, а спа-комплексы, предлагать морскую терапию, оборудовать крытые бассейны.

 

Статьи по теме
В
В "Укренерго" розповіли, що буде з електроенергією та відключеннями влітку

В "Укренерго" попереджають, що через російські удари влітку Україна може стикатись з дефіцитом електроенергії.
23.04 — 287

З липня ОПЕК+ збільшить видобуток нафти, - Bloomberg
З липня ОПЕК+ збільшить видобуток нафти, - Bloomberg

Міжнародний валютний фонд (МВФ) очікує, що ОПЕК та її партнери почнуть поступово збільшувати видобуток нафти з липня.
23.04 — 337

Німецька компанія Knauf йде з Росії після скандалу в окупованому Маріуполі
Німецька компанія Knauf йде з Росії після скандалу в окупованому Маріуполі

Німецький виробник будматеріалів Knauf повністю припиняє роботу на території Росії. Причини не вказуються, але раніше компанія була причетна до скандалу з поставками до окупованого Маріуполя.
23.04 — 186