На личной странице дайвера Гиленко в Одноклассниках.ru — фотографии его погружений и несколько случайных друзей, вряд ли имеющих отношение к Надра Банку, председателем правления которого азартный ныряльщик был до своего бегства из Украины.
Текст: Виталий ПОРТНИКОВ, Контракты
В закрытой группе родного финучреждения дайвер состоял всего несколько минут. Так что теперь его сотрудникам, имеющим странички в Одноклассниках.ru и готовящихся давать свидетельские показания по хищениям в Надра Банке, приходится чатиться без своего непосредственного руководителя. Игоря Гиленко разыскивает Генеральная прокуратура. То, что она ищет его в основном в Одноклассниках.ru, я не сомневаюсь, ведь никаких препятствий к задержанию банкира не было. Председатель правления учреждения был публичной фигурой и в начале финансового кризиса не собирался скрываться от следствия. Однако украинская правоохранительная система предпочла подождать восемь месяцев с момента введения в банк временной администрации и только потом поинтересовалась: а где же, собственно, г-н Гиленко?
Шансы вернуть финансиста на Родину невелики. Во-первых, потому что вовсе это не его Родина. В той же Генпрокуратуре утверждают, что Игорь Гиленко имеет российское гражданство, так что скрываться ему не нужно. Достаточно поселиться где-нибудь на Рублевке, на заблаговременно приобретенной фешенебельной даче. И все — Россия, как известно, своих граждан не выдает. Пусть прокуроры изучат интернет-страничку дайвера Гиленко и выяснят, есть ли у него такая дача. Они вообще могут вступить с ним в виртуальную переписку и задать интересующие вопросы. И дайвер, может быть, объяснит, что арестовывать именно его и только его одного — несправедливо.
Потому что все в украинской банковской системе — да и вне ее — прекрасно понимают, что Игорь Гиленко — отнюдь не реальный руководитель обанкротившегося банка. Он, как Фунт, которого наняли на должность для последующей отсидки. С той только разницей, что современные Фунты имеют огромные состояния и не хотят сидеть. И нанимающие их Остапы Бендеры вовсе не заинтересованы, чтобы Фунты попадали в руки правоохранительных органов и что-то там лишнее рассказывали. Поэтому Фунт и должен исчезнуть — по-хорошему или по-плохому, это уж как получится. Игорь Гиленко — отнюдь не единичный случай в отечественной банковской системе, это всего лишь один из фиговых листиков, прикрывающих мощное безобразие олигархического произвола. И только. Почему же ищут его, а не настоящих хозяев проблемного финучреждения? Почему не интересуются, что на самом деле произошло с деньгами, выделенными на решение банковских проблем? Почему не беспокоятся реакцией финансовых структур, которые выступали в качестве гарантов выделения кредитов Надра Банку, — неужели их собственники совершенно не взволнованы пропажей такой крупной суммы?
А не интересуются потому, что на самом деле все им известно. Только руки коротки. И искать предпочитают какого-то там Гиленко — не утверждаю, что бедного и непричастного, но уж точно не принимавшего стратегически важных решений. Поиск Игоря Гиленко — самое безопасное занятие для украинской правоохранительной системы. Во-первых, не найдут, во-вторых, не отдадут, и можно будет с возмущением отозваться об укрывающей преступников России, а в-третьих, можно будет продемонстрировать кипучую деятельность по защите интересов обманутых вкладчиков. И так до бесконечности… Где-то я это уже видел. Ах да! Когда все правоохранительные органы России искали проворовавшегося основателя пирамиды МММ Сергея Мавроди, я встречал его в центре Москвы, в нескольких метрах от Кремля и администрации президента РФ, окруженного плотным кольцом охраны. А потом, через несколько лет, когда стало «можно», его громко «нашли» на конспиративной квартире, осудили и посадили. Только денег никому не отдали... Мне кажется, что можно проводить параллели.