Ученые не скрывают: международное окружение из развитых демократических стран благотворно влияет на соседей.
Или, иначе, качественное развитие затруднено без таких соседей. Ну, нам ли не знать. Но в том, что рядом авторитарные заповедники, тоже есть своя прелесть. Ведь всегда можно на их фоне выглядеть прогрессивнее и в целом привлекательнее. Но вот Александр Григорьевич Лукашенко взял да сильно подвел Украину.
Мало кто обратил внимание, а ведь на минувшей неделе премьер-министр Владимир Гройсман, глава самого реформаторского правительства в мире, выступил с пресс-конференцией, на которой подытожил работу за год. Его должны были разобрать на цитаты, цитаты должны были подхватить мировые информационные агентства, ведущие издания мира выйти с портретом главы правительства, которое творит невообразимо смелые вещи в стране, которая изо всех сил пытается вырваться к свету.
Не разобрали, не подхватили и не вышли. А что разбирать-то? «Настало время ответственной политики, когда политики не просто говорят, а отвечают за свои слова… Дорогу осилит идущий… Нам удалось выполнить все, что мы обещали. Колебания курса имеют сезонный характер. Путь роста Украины неотвратим». С явным расчетом на цитирование премьер заявил, что не намерен бороться за президентский пост: «У меня есть сенсационное сообщение: в 2019 году я буду принимать участие в президентских выборах, как все граждане Украины – приду и проголосую за кандидата в президенты. Других намерений у меня нет. Я об этом уже говорил». Это было бы даже забавно, если бы накануне не появился опрос КМИС, где впервые в перечень потенциальных кандидатов был включен Владимир Гройсман. Так вот, в роли главы государства его видит аж 1,4% украинцев. В самый раз пококетничать.
Владимир Борисович со своими историческими тезисами выступил 22 декабря, а днем раньше диктатор и мракобес Александр Лукашенко подписал декрет «О развитии цифровой экономики». Этот шаг уже называют заявкой на создание «айтишного Гонконга для славянского мира». В Беларуси легализуют блокчейн и криптовалюты, отменят въездные визы для иностранцев, которые работают в белорусском «Парке высоких технологий». И совершенно безбашенное решение президента: для привлечения инвесторов им позволят по вопросам, не урегулированным белорусским законодательством, действовать в рамках английского права. И вот уже вчера еще «первый диктатор современной Европы» превращается в революционного реформатора.
«Искусственный интеллект, беспилотные автомобили, технологии блокчейн, цифровые валюты… Перечислять можно долго. Наша задача — предоставить такие условия, чтобы мировые лидеры в этих сферах открывали в Беларуси свои представительства, центры разработок и создавали востребованный в мире продукт с высокой добавленной стоимостью», - Лукашенко заявил об этом еще в апреле и усадил за разработку предложений специалистов. Декрет – результат этой работы.
Нет, понятно, что между декретом и его реализацией имеется огромный зазор. Понятно и то, что суперпрогрессивный IT-сектор будет диковато смотреться среди прочего народного хозяйства Беларуси. Да и необходимости демократизации общественной жизни никто не отменял. Но речь не об этом, а о готовности к решительным, действительно революционным шагам у соседей, которые всегда отличались повышенной осторожностью, сдержанностью по отношению к новациям, если не сказать реакционностью. Украина же, которая рвет на груди вышиванку, заявляя, что на пути радикальных перемен ей нету равных, демонстрирует образцы безволия и какого-то убийственного отсутствия фантазии о своем желательном будущем. Отечественные айтишики всерьез присматриваются к «Парку высоких технологий» Беларуси: работа там, похоже, будет увлекательней и привлекательней, чем дома.
История не любит трусов и серых. Давайте выпьем, чтобы у соседей-сябров все получилось. Ученые же говорят, что успешные соседи – это прекрасно. Ну, раз мы у них не такие, пусть хоть они у нас такими будут.
Налил и немедленно выпил – Леонид Швец