Проблема автомобилей с иностранной регистрацией (так называемые «евробляхи») в начале сентября вылилась в акции протеста и в перекрытие улицы Грушевского - автовладельцы требовали от властей значительного снижения налогов при растамаживании таких авто. Рада пообещала, что решение будет найдено. Владельцы авто на еврономерах успокоились, и кажется, что все затихло. Но проблема не рассосалась сама собой. И для автовладельцев, и для властей будет гораздо лучше, чтобы решение было найдено как можно быстрее.
«Я не сдамся без бою»
Напуганные сентябрьскими протестами «евробляхеров», власти пообещали решить эту проблему как можно скорее. Глава налогового комитета Верховной Рады Нина Южанина тогда заявила, что с протестующими удалось найти компромисс, и ставки налогов будут небольшими: если авто с двигателем объемом до 2200 кубических сантиметров, это может быть около 1 тыс. евро, если больше – то 1,2-1,4 тыс. евро. Казалось бы, проблема будет решена: Рада примет закон, автовладельцы на «бляхах» заплатят эти налоги, получат украинские номера, и перестанут чувствовать себя автовладельцами вне закона.
Но украинская политика не была бы украинской, если бы самые простые проблемы решались просто. Уже через месяц риторика Южаниной поменялась – она стала заявлять что-то в духе – «нельзя же вот так просто взять и простить владельцам «евроблях» неуплаченные ими в бюджет налоги». Ее цитата дословно звучала так: «Мы не можем сейчас проводить акцию для тех людей, которые воспользовались пробелами в таможенном законодательстве, нарушили законодательство существующее, и использовали эту систему незаконного ввоза в режиме временного ввоза или режиме транзита». Другими словами – никаких «пряников для «евробляхеров» не будет.
Со своей стороны, «евробляхеры» продолжают организовываться – общественная организация «Авто Евро Сила» формурует сеть ячеек организации по всей Украине и активно привлекает в свои ряды все новых автомобилистов. По состоянию на начало сентября в ее рядах состояло около 10 тыс. человек, несмотря на то, что членство в этой организации, в отличии от членства в украинских политических партиях – платное. Количество же «сочувствующих» - все владельцы на еврономерах.
Контроль и учет
Пока возникла пауза в решении вопроса авто на еврономерах, власти перешли к тактике притеснения автовладельцев. Кабинет министров предложил поставить на учет все автомобили, которые колесят по украинским дорогам под иностранными регистрационными знаками. Такое предложение содержится в законопроекте №7286, зарегистрированного в парламенте 14 ноября. Норма об учете прописана в переходных положениях этого законопроекта, направленного на усиление ответственности за нарушение правил дорожного движения. В частности, Кабмин предлагает разрешить украинцам, которые ввозят в Украину автомобили на еврономерах, оставить регистрационные документы и номерные знаки той страны, в которой они зарегистрированы, но при этом они должны будут поставить такой автомобиль на учет в Украине в течение 10 рабочих дней.
Однако процедура постановки на учет – весьма непростая. В частности, автомобиль необходимо будет ставить на учет в сервисном центре Министерства внутренних дел по месту проживания того, кто им будет управлять. Сейчас множество автомобилей в Украину ввозится с применением «верблюда» - иностранца, на которого украинская таможня оформляет документы о ввозе. «Верблюд» въезжает в Украину через таможню, выходит из машины и отправляется домой пешком, а украинец, который действительно купил эту машину в Европе, садится за руль и уезжает.
Теперь же иностранец вместе с украинцем-владельцем авто должен будет отправиться по месту жительства украинца для постановки автомобиля на учет. Также авто на иностранных номерах нужно будет застраховать на время его пребывания в Украине. Новые правила, если они будут приняты, коснутся и тех, кто уже ввез авто на «евробляхах» - теперь владельцы должны будут найти того иностранца, который ввозил для них авто в Украину, и уговорить его проехаться в Сервисный центр МВД для регистрации. Если же этого сделать не удастся, то второй выход – сдать автомобиль на металлолом или разборку.
Закручивают гайки
Пока, с одной стороны, Кабмин предлагает поставить на учет всех владельцев «евроблях», Государственная таможенная служба (ГФС) начинает «поджимать» таких автовладельцев. Уже известны по крайней мере два случая, когда суды вынесли решения в пользу ГФС, которая за нарушение максимально допустимых сроков ввоза авто в Украину оштрафовала их владельцев на 3 и на 3,6 млн гривен соответственно.
Всего же за 10 месяцев этого года таможенники составили почти 18 тыс. протоколов о нарушении таможенных правил при ввозе автомобилей, и по этим протоколам насчитали нарушителям 127,7 млн гривен штрафов. В бюджет уже было перечислено 38 млн гривен. Если оштрафованный отказывался платить, машину конфисковывали.
Армия же «бляховодов» в Украине – просто огромна. По данным Государственной фискальной службы, на 1 ноября этого года в Украине находилось более 383 тыс. автомобилей с иностранной регистрацией, при этом автомобилей с нарушением срока пребывания в Украине – почти 237 тыс. Авто с нарушением срока пребывания – это машина, которую ввезли в Украину целенаправленно для того, чтобы использовать только здесь, и вывозить обратно в Европу ее владелец не собирается. Так что у таможенников впереди – масса работы, и – целая армия автовладельцев, которым теперь грозят финансовые санкции.
Металлолом по цене золота
Причина для возмущения у «евробляхеров» действительно есть – в Украине сложилась пагубная практика поддерживать национального производителя, в том числе – производителей автомобилей. Для сохранения на плаву Запорожского автомобильного завода с его «Ланосами» и «Сенсами» парламент за последние 20 лет принимал самые разные законы, ставящие барьеры на пути ввоза автомобилей в Украину. Таким образом, импортные авто в цене повышались, и, соответственно, это давало возможность и украинским автопроизводителям задирать вверх цену на свою продукцию. Даже несмотря на высокие цены на украинские авто их покупали – импортное авто ведь стоило еще дороже.
Но теперь даже производство «Ланосов» остановилось. А заградительные меры против ввоза в Украину подержанных авто – пока остаются. И эти «заборы» на пути импорта достаточно высоки. Не каждому украинцу, кому позарез нужен дешевый подержанный автомобиль из Европы, по карману налоги, которые нужно уплатить государству при ввозе авто.
Сама Южанина в свою статью на «Украинской правде» вставила табличку о ставках акциза на подержанные авто (ее можно посмотреть здесь - https://www.epravda.com.ua/publications/2017/10/4/629737/). Обратите внимание, что акциз на новые авто – как правило невысокий, а вот чем старше авто (и, соответственно, чем дешевле его можно купить в Европе) – тем ставка налога выше. Например, на авто с двигателем от 1500 до 2200 куб. см ставка акциза будет от 401 до 587 евро, а вот уже на б/у авто не старше 5 лет – от 2 466 до 3 615 евро. Если же авто старше 5 лет, то акциз увеличивается до уровня 3 664 - 5 370 евро. А при импорте автомобиля нужно же еще оплатить и 20% НДС, 10% импортной пошлины и 4% - пенсионного сбора. В итоге, если украинец захочет ввезти в Украину KIA Sportage 2.0 Euro 4, который он купил за 4 тыс. евро, ему нужно будет заплатить только одних налогов 7,5 тыс. евро.
Спрос на дешевые автомобили в Украине – огромный. И большая армия «бляховодов» - тому подтверждение. Доходы большинства украинцев еще не столь высоки, чтобы они могли покупать новые авто из салона. В то же время резкое снижение ввозных пошлин на подержанные авто отразится на поступлениях в бюджет, и это не нравится властям, потому что в таком случае, нужно будет искать, чем заменить эти поступления. Сами активисты «Авто Евро Силы» подсчитали, что легализация уже ввезенных в Украину авто после снижения акцизного сбора наоборот может принести бюджету 1,5 млрд долларов, а ввоз новых – еще больше. Однако кто из сторон прав – неизвестно, поскольку никаких расчетов и прогнозов никто не проводил.
Пока противостояние властей и «евробляхеров» затихло, это время целесообразнее всего использовать для поиска компромисса. Иначе противостояние снова может перерасти в уличные акции. Как показывает опыт, у украинцев это неплохо получается.
Автор: Александр Колосовский