Как кризис помогает украинским мебельщикам закрепить позиции на украинском рынке и увеличить продажи за рубежом.
Текст: Наталья Рыбникова
Импортеры сокращают количество ввозимой в Украину мебели. По оценкам Украинской ассоциации мебельщиков (УАМ), до конца этого года соотношения количество импорта в общей доле сбыта не превысит 30% (в прошлом году она составляла не менее 45%). Правда, несмотря на это на украинский рынок отечественные мебельщики не очень рассчитывают. Куда больше их прельщают рынки европейские.
Призрачный рост
«Обновление мебели в офисах и благоустройство собственных квартир украинцы перенесли на лучшее время. И если украинские мебельщики еще как-то могут выживать, то импортерам приходится тяжело – ведь у них привязка к евро и доллару, а курс гривни по отношению к этой валюте упал почти в два раза. Повысить на такую сумму стоимость товара компании не могут, их товар попросту не найдет покупателя» — считает Вячеслав Павлов, директор УАМ.Динамика изменения емкости украинского рынка мебели 2000-2009 гг
Данные: Госкомстат, Украинская ассоциация мебельщиков (УАМ)
Поход на Запад
Впрочем, в кризисе украинские мебельщики сумели найти и свои плюсы. В частности, крупные производители (в Украине около 50 таких предприятий) намерены увеличивать свои доли присутствия на внешних рынках. По мнению Вячеслава Павлова, украинские компании у своих иностранных конкурентов выигрывают за счет более низких цен, и пока этот фактор важен для иностранного покупателя (т.е. по в мире зверствует кризис) крупные отечественные мебельщики попытаются увеличить свою долю присутствия на зарубежных рынках. Этому в первую очередь поспособствует низкий курс гривни, а также дешевая стоимость украинского сырья и рабочей силы.
Экспорт-импорт офисной мебели в Украине
Данные: Госкомстат, Украинская ассоциация мебельщиков (УАМ)
Так мебельная компания AMF в 2010 году намерена увеличить объем экспорта своей продукции в два раза и воспользоваться упрощенным режимом таможенного оформления товаров и грузов. Как сообщил президент компании Александр Беляев, AMF намерена войти в «белый» или «зеленый» список ВЭД, который создает Государственная таможенная служба Украины.
«Мы уже подали документы, необходимые для внесения компании AMF в «белый» или «зеленый список». Это — позитивный шаг таможенной службы, хотя существенное облегчение в растамаживание грузов в ближайшее время он вряд ли принесет и скорее является декларированием намерений», — говорит Александр Беляев.
Напомним, 29 сентября председатель Гостаможслужбы Украины Анатолий Макаренко сообщил, что Минюст зарегистрировал два приказа, которыми предусматривается создание для добросовестных плательщиков налогов «Белого списка» и «Зеленого списка» субъектов внешнеэкономической деятельности для упрощения контрольных процедур на границе. Для применения упрощенного режима таможенного оформления вводится трехуровневая система доверия таможенных органов к предприятиям. Уровень доверия устанавливается и изменяется согласно критериям, утвержденным приказом Гостаможслужбы от 10.08.2009 № 735, и зависит от результатов деятельности предприятия. Операторы, вошедшие в «Белый список», освобождаются от таможенного контроля в пункте пропуска через госграницу, а операторы, вошедшие в «Зеленый список», будут проходить выборочный таможенный досмотр в пункте пропуска на госгранице и осмотр в пункте назначения (отправления).
«На «круглом столе» с участием руководства Гостаможслужбы, который прошел на днях, я предложил дополнение к этой инициативе: сделать публичным и открытым оборот таможни за определенный период, на основе которого рассчитывается процент участия каждого субъекта ВЭД и соответственно начисляются баллы для зачисления в «белый» или «зеленый список». Кроме этого, необходимо сделать открытой и прозрачной систему расчета всех показателей, влияющих на начисление баллов. В этом случае облегчение Гостаможслужбой работы добросовестным плательщикам налогов будет реальным и единым для всех», – добавляет Александр Беляев. Сегодня AMF экспортирует около 65% своей продукции, и изменение условий работы таможни напрямую влияет на ее деятельность. Отметим, что усилить свои позиции на зарубежных рынках планируют и такие компании как «Экми-мебель», «Энран», «Интерстиль» и пр.