Контракти.ua

3298  —  27.11.17
Задавить и уничтожить: Как система блокировки НДС-накладных «вычищает» малый и средний бизнес
Задавить и уничтожить: Как система блокировки НДС-накладных «вычищает» малый и средний бизнес

Среди представителей малого и среднего бизнеса продолжает расти недовольство в отношении системы блокировки НДС-накладных. Несмотря на попытки Министерства Финансов и Государственной фискальной службы обратить этот механизм против махинаций с НДС,  блокировка затрагивает огромное количество представителей реального сектора экономики, которые к «схематозу» вообще никакого отношения не имеют.

Среди представителей малого и среднего бизнеса продолжает расти недовольство в отношении системы блокировки НДС-накладных. Несмотря на попытки Министерства Финансов и Государственной фискальной службы обратить этот механизм против махинаций с НДС,  блокировка затрагивает огромное количество представителей реального сектора экономики, которые к «схематозу» вообще никакого отношения не имеют.

На первый взгляд, статистика блокировки не выглядит ужасающе. По данным ГФС, в период с 1 июля по 9 ноября 2017 года зарегистрировано 87,8 млн НДС-накладных на общую сумму 499 млрд грн, из которых приостановлено 455 тыс накладных на 9,9 млрд грн. Это составляет порядка 0,52% общего количества зарегистрированных накладных. Но есть и оборотная сторона медали: около 40% приостановленных НДС-операций оказываются «белыми». То есть, почти в половине случаев Система мониторинга критериев оценки рисков (СМКОР), которая в автоматическом режиме блокирует накладных, срабатывает некорректно.

Более того, представители Украинского союза промышленников и предпринимателей, а также парламентского комитета по налоговой и таможенной политике считают, что механизм не только не борется со «скрутками» и воровством налогового кредита, но и провоцирует появление новых способов обхода критериев блокировки. Причем, Министерство финансов уже трижды вносило изменения в свой приказ №567, которым и установлены эти критерии. Но ситуацию это особо не исправило. Легче стало разве что предприятиям аграрного сектора и плательщикам, у которых налоговая нагрузка выше 2%. Для них реализована возможность автоматической регистрации так называемых технологических карт для предотвращения блокировки налоговых накладных в будущем.

При этом открытым остается вопрос, что делать остальному бизнесу, который невольно попадает в эту репрессивную систему. Ведь мало того, что налогоплательщики вынуждены доказывать правомерность своих операций перед фискальными органами, которые совершенно субъективно принимают решение о разблокировке. Проблема еще и в том, что бизнес попросту теряет деньги, так как контрагенты плательщиков НДС, попавших в «мясорубку», не очень-то этому рады и применяют к своим партнерам санкции или попросту расторгают контракты. Плюс ко всему, даже в случае разблокировки накладной, компания дважды депонирует деньги на спецсчету, поскольку если средств там окажется недостаточно, это приведет к штрафу со стороны ГФС. Так что, убытков в любом случае не избежать.

Один из вариантов решения проблемы некорректного функционирования системы СМКОР еще в сентябре прозвучал от профильного комитета. Его глава Нина Южанина зарегистрировала в парламенте законопроект №7115. Он предлагает сделать шаг назад и перевести механизм блокировки обратно в тестовый режим. То есть, налоговики продолжат мониторить операции с НДС, но в автоматическом режиме они блокироваться не будут. Вместо этого право приостанавливать действие накладных получат руководители областных управлений ГФС. На принятие такого решения у них будет 8 часов с момента регистрации накладной.

Наталья Ульянова, управляющий партнер международной юридической компании ICF Legal ServiceГлавным противником этого законопроекта выступил министр финансов Александр Данилюк, который опасается злоупотреблений со стороны налоговиков, если им дадут право «тормозить» НДС-операции в ручном режиме. Минфин также ссылается на позицию представителей Международного валютного фонда, которые считают, что отмена системы блокировки НДС-накладных приведет к всплеску схем с этим налогом.

Зато ведомство г-на Данилюка инициировало альтернативный законопроект под №7240, который вводит принцип «молчаливого согласия» при регистрации накладных. Речь идет о том, что если ГФС в положенный законодательством срок (в течение 5 дней) не рассмотрела заявление налогоплательщика о разблокировке накладной, она автоматически регистрируется.

Тем не менее, оба законопроекта до сессионного зала парламента так и не добрались. А участники этого замкнутого круга в лице профильного комитета, Минфина, ГФС и бизнеса по-прежнему не могут найти точки соприкосновения. Единственное, о чем смогли договориться стороны, так это в ближайшие две недели все-таки прийти к консенсусу по вопросу остановки регистрации НДС-накладных. О таком решении, принятом на комитетских слушаниях 15 ноября, сообщила Нина Южанина, куда она приехала сразу после доклада на втором ежегодном международном форуме Ukraine Level Up, где также упоминала о чрезмерном фискальном давлении на экономику, которое препятствует ее восстановлению и росту.

Но надежда на то, что власти пойдут навстречу бизнесу, очень слабая. Во-первых, довольно радикальную позицию занимает Минфин. Причем, Александр Данилюк сообщил, что центральный аппарат ГФС за последнее время увеличен на 150 человек. Это должно значительно ускорить обработку заявлений от налогоплательщиков, которые столкнулись с блокировкой накладных. Поэтому, логично предположить, что Минфин, наращивая ресурсы для обслуживания СМКОР, явно не заинтересован в отмене этой системы.

Во-вторых, проект бюджета на 2018 год предусматривает рост поступлений от НДС более чем на 31%. И очевидно, что большую роль в таком увеличении сборов должен сыграть механизм блокировки НДС-накладных. При этом основной удар на себя как принимал, так и будет принимать МСБ. Поскольку под мониторинг, а следовательно и под блокировку, не попадают компании, уплатившие за год 5 млн грн налогов и те, у которых налоговая нагрузка составляет от 5% их годового оборота.

Но, что самое удивительное, ни в Минфине, ни в ГФС почему-то не задумываются о том, что столь бессовестное выдавливание денег из бизнеса приведет к его гибели. И бюджет в любом случае недополучит то, что запланировано. А значит, власти будут вновь и вновь выдумывать новые способы нарастить налоговые поступления.

Автор: Наталья Ульянова

Статьи по теме
Переваги потенційного ембарго на експорт в Росію
Переваги потенційного ембарго на експорт в Росію

Неспровоковане та незаконне вторгнення Росії в суверенну Україну триває. Народ та військо України продовжують спротив агресору, спираючись на підтримку своїх союзників. Про варіант додаткових обмежень, які запропонували Сполучені Штати та реакцію союзників на неї читайте в матеріалі.  
04.05.23 — 5486

Успішна реформа або гучний провал: чи виправдала себе легалізація грального бізнесу в Україні
Успішна реформа або гучний провал: чи виправдала себе легалізація грального бізнесу в Україні

Натхненником легалізації грального бізнесу в Україні виступав голова фінансового комітету парламенту Данило Гетьманцев.
16.01.23 — 820

Про нашу економіку війни: працюйте, обертайте гроші! Це – ваша боротьба
Про нашу економіку війни: працюйте, обертайте гроші! Це – ваша боротьба

Роман Павлюк: Війна це дорого. Дуже і дуже. Війна в Іраку 2003-го року обійшлася американцям в 1.1 трлн доларів. Один день війни за різними оцінками обходиться росії приблизно в 20 млрд доларів. Я думаю, що не менш значуща цифра властива сьогодні й для України, і ми теж витрачаємо не менше 3-4 млрд в день. Ми всі зловтішаємося, дивлячись, як російський рубль перетворюється в "двохсотого" у прямому значенні цього слова, разом із самою економікою РФ. Але будьте певні – те саме зараз відбувається з нашою...
08.03.22 — 1878