Генеральная прокуратура утратила право начинать расследования.
Об этом говорится в п.1 Заключительных положений Уголовного процессуального кодекса, вступивших в силу 20 ноября 2017 года.
Прокуратура имела право расследовать преступления, подследственные Государственному бюро расследований (ГБР), не дольше 5 лет со дня вступления в силу нового УПК (19 ноября 2012 года). Таким образом, с 20 ноября 2017 года только следователи ГБР имеют право расследовать преступления, совершенные экс-президентами, высшими госчиновниками, членами Центральной избирательной комиссии, депутатами Верховной Рады, руководством Генпрокуратуры, главой Национальной банка, судьями и правоохранителями.
Также Госбюро расследований получает право расследовать преступления, совершенные детективами Национального антикоррупционного бюро и прокурорами Специализированной антикоррупционной прокуратуры.
К подследственности ГБР также принадлежат и военные преступления.
В соответствии с п. 1 раздела XI Переходных положений УПК, следователи прокуратуры имеют право продолжить расследования, начатые до 20 ноября 2017 года. Данные расследования не могут продолжаться более двух лет.
Законопроектом №7278, зарегистрированном в Раде 10 ноября, предлагалось перенести дату передачи функции следствия от Генпрокуратуры к ГБР с 20 ноября 2017 на 1 января 2019 года. Данный проект закона был разработан депутатами комитета парламента по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности. Тем не менее, 16 ноября Рада не смогла включить его в повестку и, соответственно, принять документ.
ГПУ на своем сайте выпустила разъяснение, в котором подтвердила, что следователи прокуратуры потеряли полномочия по расследованию и дорасследованию преступлений, подследственных ГБР, а также по дорасследованию преступлений, подследственных НАБУ.
"Сейчас у следователей прокуратуры остается право на дорасследование начатых ими уголовных производств, подследственных ГБР, но не дольше двух лет. Одновременно следователи прокуратуры не имеют права расследовать новые уголовные производства, то есть те, сведения о которых внесены в ЕРДР после 20 ноября 2017 года. Право расследовать уголовные производства с признаками подследственности НАБУ следователи органов прокуратуры теряют при любых условиях", - сказано в сообщении.
Принимая во внимание, что сейчас ГБР не начало свою работу, а прокуратура потеряла полномочия по расследованию подследственных ГБР преступлений, решением проблемы Генпрокуратура называет использование руководителями прокуратур полномочий по поручению проведения досудебного расследования другому органу досудебного расследования в порядке ч.5 ст. 36 УПК (в связи с невозможностью осуществления эффективного досудебного расследования ГБР - за того, что оно не начало свою работу), а процессуальными руководителями - права личного проведения следственных (розыскных) и процессуальных действий (п.4 ч. 1 ст. 36 УПК Украины).