Итак, Верховная Рада приняла за основу законопроект №7066 о "О приватизации государственного имущества" ("за" проголосовали 258 депутатов).
В связи с этим, еще раз напомню, что позиция Кабмина Гройсмана заключается в том, что в государственной собственности должны остаться предприятия стратегического значения, все остальные – должны перейти в частную собственность. Кроме того, честная и прозрачная продажа должна стать инструментом привлечения инвестиций в Украину, которые дадут дополнительный стимул развитию экономики, будут способствовать созданию новых рабочих мест, повышению эффективности работы предприятий и в итоге – должны увеличить поступления в бюджет.
Базовые позиции законопроекта следующие.
1.Упрощается процедура продажи. А именно: уменьшается срок подготовки объекта к приватизации; сокращаются требования к гарантийному депозиту участников торгов (с 5-20% до 5% от стартовой цены); стартовая цена определяется балансовой стоимостью (а, значит, на надо тратить время и деньги на длительную и не всегда качественную оценку актива, совершаемую вроде бы независимым оценщиком).
2. Отменяется классификация объектов по группам. Таким образом, упрощается подготовка к продаже, а процедура становится прозрачной. Предлагается деление на объекты большой приватизации (ограниченное количество особо важных предприятий, перечень которых утверждается Кабмином, около 50-60 из 800, например, "Турбоатом") и объекты малой приватизации (все остальные). Сейчас объекты делятся на 6 групп, для каждой из которых существуют свои правила продажи.
3. Предлагается оставить только 2 способа продажи – путем открытого интернет-аукциона (для малой приватизации) и аукциона по привлечением инвестиционного советника (для большой приватизации). Это позволит предотвратить коррупцию при продаже, манипуляции с ценой и условиями продажи. Сейчас, как мы знаем, действует 5 различных способов продажи. В том числе, по специальным законам, в которых могут быть прописаны правила продажи под конкретного покупа теля, что уже закладывает возможности для избирательного подхода и злоупотреблений.
4. Расширяется круг потенциальных инвесторов, а, значит, растет конкуренция и финальная цена продажи. Крупные объекты к продаже будет готовить советник – скажем, один из крупнейших мировых инвестиционных банков. Малые предприятия продаются через интернет-аукцион (например, Prozorro.Продажи), что открывает доступ всем желающим.
5. Усиливается защита прав инвесторов. Речь идет о: возможности применения международного арбитража по соглашению сторон; ограничении до 3-х лет срока возможного обжалования результатов продаж; запрете возбуждение дел о банкротстве в течение 1 года с момента продажи объекта, чтобы дать возможность инвестору рассчитаться с долгами и не потерять предприятие в пользу кредиторов.
6. Становится невозможным участие в торгах лиц, связанных со страной-агрессором. В частности, будет тщательно проверяться происхождение денег, за которые покупаются объекты госсобственности.
Автор: Олеся Яхно-Белковская, журналист