Контракти.ua

23001  —  02.10.09
Как украинские политики создают условия для социальной нестабильности
Как украинские политики создают условия для социальной нестабильности

Бодрые заявления ведущих экономистов и политиков об окончании экономического кризиса включают в себя один немаловажный элемент: социальные последствия обрушения еще впереди.

Текст: Виталий ПОРТНИКОВ, Контракты 

Уже сейчас говорят о задачах, которые придется решать правительствам европейских государств по преодолению растущей безработицы, о возможных конфликтах между работодателями и профсоюзами. Но Украину, похоже, подобные прогнозы не беспокоят. Во всяком случае, до президентских выборов любая полемика вокруг растущей безработицы будет казаться всего лишь предвыборным трюком. А правительство изо всех сил будет поддерживать скрытую безработицу, стараясь повлиять на сохранение номинальных рабочих мест. Номинальных, потому что на многих предприятиях страны сотрудники либо отправлены в неоплаченные отпуска, либо переведены на неполную рабочую неделю.
Утверждать, что людей это устраивает, было бы серьезным преувеличением, но они все еще живут на запасы, накопленные в период относительной стабильности. И рассчитывают, что их положение изменится уже в ближайшие месяцы. У политиков нет и не может быть смелости сказать им, что этого не произойдет. И здесь действия власти и оппозиции вполне созвучны. Правительство хотело бы сделать вид, что безработицы вообще нет. А оппозиция ратует за повышение зарплат и пенсий в ситуации, когда нужно скорее освобождать рабочие места, чем повышать оплату за нахождение на них.
То, чем сегодня занимаются в Украине, — консервация нарыва. Потому что думать надо не о повышении зарплат и не о бодрых рапортах по преодолению кризисных явлений, а о создании действенной системы социальной поддержки для потерявших работу людей. Если бы средства государства были направлены именно на это, то тогда можно было бы рассчитывать на значительную экономию в промышленности. Нерентабельные предприятия прекратили бы работу — по крайней мере, до окончания кризиса, когда можно было бы говорить о переформатировании экономики или возврате на прежние позиции. Но во время кризиса это уменьшило бы расходы на закупку сырья для нерентабельных предприятий, а освободившиеся средства можно было бы опять-таки направить в социальный сектор. В конце концов, подумать о возможности перепрофилирования самих работников, оценить будущий потенциал отечественной экономики, понять, на каких именно местах будут полезны новые силы. Таких рецептов может быть много, но очевидно одно: именно об этом государство и не задумывается. Не задумывается как раз по политическим, а не экономическим причинам. И этим Украина отличается от развитых стран Европы, где именно борьба с безработицей становится главным направлением деятельности правительств.
В европейских СМИ ежедневно дискутируют на социальные темы, демонстрирующие, насколько серьезен поиск путей по преодолению безработицы, смягчению ее последствий. Бороться с безработицей обещают своим избирателям победители последних парламентских выборов в странах ЕС — Германии и Португалии. Европейцев можно понять. Они опасаются социальной нестабильности, бесконечных забастовок, которые могут отдалить процесс восстановления рухнувшей экономики континента, укрепления роли радикальных политических течений, которые, несомненно, усилят свое влияние в случае увеличения количества безработных и люмпенизации населения.
Почему этого не боятся в Украине? Мне непонятно. Но кажется, что рано или поздно люди убедятся в том, что им просто нечего терять, что все политики, которым они привыкли доверять, обманывают их и не могут содействовать созданию новых рабочих мест. Такое разочарование — питательный бульон для целого ряда политических авантюристов, которые используют ситуацию для очередных порций социальной демагогии, неорганизованных социальных протестов, потери контроля над ситуацией — словом, для настоящей, а не инспирируемой политиками нестабильности. Если проще сформулировать ситуацию, то можно сказать: люди, оказавшиеся неспособными к проведению структурных реформ в украинской экономике, должны хотя бы задуматься о сохранении социальной стабильности в стране. Если они окажутся неспособными и на это — потеряют все.

Эту статью и другие материалы вы можете прочитать в новом номере Контрактов (№40)

Статьи по теме
Лубінець висловив найбільшу претензію до МКЧХ — подробиці
Лубінець висловив найбільшу претензію до МКЧХ — подробиці

МКЧХ має бути об’єктивним: казати про те, що Україна дотримується необхідних доктрин щодо полонених і що їх не дотримуються росіяни.
вчера, 19:56 — 567

Бойові дії в Україні можуть припинитися 2025-го: деталі від The Economist
Бойові дії в Україні можуть припинитися 2025-го: деталі від The Economist

Україна не здатна власними силами забезпечити армію озброєнням.
вчера, 17:17 — 580

РФ за 10 днів втрачає стільки, як СРСР в Афганістані за 10 років – експерт
РФ за 10 днів втрачає стільки, як СРСР в Афганістані за 10 років – експерт

За інформацією експерта, за останні 10 днів втрати еквівалентні втратам СРСР в Афганістані.
вчера, 13:36 — 190