«Украинский фильм» и «коммерческий успех» до недавнего времени были малопересекаемыми понятиями. Осенняя серия из 13 национальных премьер призвана разорвать этот порочный круг. Более 20 млн грн собрала в прокате комедия «Дзидзьо Контрабас», успешные сборы демонстрирует на старте фентези «Сторожевая застава». Криминальный триллер «Межа», снятый совместно со словаками, уже продемонстрировал рекордную кассу в Словакии и с ноября выходит в кинотеатры Украины.
Мы пообщались с продюсером картины Андреем Ермаком об особенностях копродукционной работы, за счет чего можно окупить потраченный бюджет и с какими странами будут сниматься следующие кинопроекты продюсера.
К: Криминальная история, которая легла в основу фильма «Межа», изначально задумывалась именно под Украину и Словакию? Могли бы фигурировать в фильме другие пограничные с нами страны?
- Это изначально был словацкий сценарий. Они начали сотрудничать с украинским продюсером, но на питчинге Госкино проект не поддержали: эксперты высказали к сценарию замечания. Уже работая над замечаниями, словацкая команда пришла ко мне. Мне идея понравилась, мы разобрались со спорными моментами и я взялся за подготовку документов. Подались на следующий питчинг, и на этот раз Госкино проект поддержало. Так все и закрутилось.
К: Какие правки были внесены в сценарий?
- Скажем так: первый вариант был более словацкий, там не было такого количества украинских персонажей.
К: И украинский сосценарист максимально «украинизировал» «Межу»?
- Нет, сценарист был только со словацкой стороны. А мы с Вандой (Ванда Адамек-Грицова, продюсер со словацкой стороны, - ред) доносили до него свое видение, предлагали идеи и давали советы. Но изначально это была именно украино-словацкая история: география не менялась.
К: За счет чего сегодня можно окупить вложенные в фильм деньги? Учитывая ограниченные возможности украинского проката.
- Бюджет фильма «Межа» - 1,3 млн евро (украинская часть обеспечила 30%: Госкино чуть больше 6 млн грн, остальное — продюсерские деньги, - ред). Это стандартный бюджет для такого рода фильма. И именно поэтому сегодня, с моей точки зрения, нет альтернативы копродукции. Считайте сами: например, картина собирает в украинском прокате рекордные 20 млн грн, — после всех отчислений и без рекламы — это где-то $300 тыс. Не такая уж маленькая цифра, но для съемок фильма — небольшая. А если вы, например, приглашаете иностранных звезд — отбить бюджет при подобных сборах вообще невозможно. Так что сегодня, с финансовой точки зрения — перспективна только копродукция. К тому же, — я против локализации. Замыкаясь на сугубо украинской проблематике, мы ограничиваем себя и теряем связь с происходящим вокруг нас в мире. Это не означает, что нужно отрекаться от своего и стараться угодить всем, но важно пребывать «на волне» и чувствовать, какие темы имеют универсальный характер.
Безусловно, фильм «Межа» — это еще и бизнес. У нас сейчас происходит слом стереотипов и строится абсолютно новая индустрия. И важно доказать, что коммерчески успешным может быть не только «кинопопкорн», который забываешь через 5 минут.
К: Возвращаясь к вопросу бизнеса: даже самые удачные сборы в Украине и в Словакии вряд ли отобьют вложенные средства. Где еще запланирован показ?
- Конечно же, такой бюджет украинский прокат не окупит. 26 октября мы стартовали в Чехии. Могу также назвать страны, с которыми уже есть договоренности: Польша, Турция, Швеция, США... Каждую неделю добавляется еще кто-то. Схема такая: сейлз-агент выходит на дистрибуторов, мы анализируем их предложения (возможности промо, пиара, охвата и т.п.), а после этого уже подписываем контракт. Важно понимать, что у каждой страны есть свои нюансы: где-то фильм идет с субтитрами, где-то нужен дубляж, в мусульманских странах есть свои ограничения...
К: Традиционно болезненный вопрос для украинских фильмов — промо. Какая часть бюджета у вас предусмотрена на рекламу и продвижение?
- Промо работает не цифрами, а головой. Можно вложить в продвижение миллионы, но при плохом качестве кино, они не сработают. К тому же никто сегодня не скажет со 100%-й гарантией, что именно сработает. Понятно, что и ТВ, и наружка, и диджитал, но универсального рецепта по их соотношению никто не даст.
К: То есть, вы ориентируетесь на интуицию?
- Можно сказать и так. Вы увидите, что у нас абсолютно новый подход к продвижению. С конца октября будет много промо, и оно будет очень разным, креативным и продуманным. Всех подробностей пока не могу раскрыть, сами скоро все увидите.
К: Какие следующие проекты готовите? Вы представляли сразу несколько на последнем питчинге Госкино.
- Сейчас мы в съемочном процессе «Фиксации приоритетов» — рабочее название «Сквот 32». Переделали сценарий — это очень интересная молодежная картина, с интересными персонажами. Кстати, «Сквот 32» стал победителем на недавнем Boat Meeting в рамках фестиваля «Молодость. Пролог».
Параллельно стартуем с фильмом Вячеслава Криштофовича «Передчуття» по роману Анатолия Крыма.
Весной начинаем большой международный проект «Викрадення диявола», в котором будут задействованы Франция, Аргентина, США, Израиль, Украина. Это полноценная голливудская картина: Филипп Азуле — режиссер, Натали Портман, Майкл Дуглас и другие звезды в ролях. Часть съемок пройдет в Украине.
Также в следующем году снимаем детективный триллер «Гувернер» по сценарию Олега Приходько, режиссер — Андрей Кавун. Эти проекты победили на питчинге Госкино и будут частично поддерживаться государством.
Беседовала Ярослава Наумова