Чистый, свежий, прохладный… Именно таким воздухом мечтают дышать офисные работники, трудящиеся за компьютерами, и прилежные домохозяйки, часами выстаивающие у плиты.
Татьяна ПОНОМАРЕНКО,
Конкретно о строительстве (статья "Климат в доме — под контролем").
До 2008 года Украина входила
в десятку стран, которые обеспечивали более 85 % общего рынка кондиционеров в Европе.
Но уже в конце прошлого года во всей Европе, в том числе в Украине, наметились тенденции
к спаду объемов продаж, которые в полной мере проявились в 2009-м. Объем рынка кондиционеров
в 2008 году составил более 380 тыс. единиц оборудования, а темпы роста — около
20 %.
Основными причинами снижения
темпов развития в 2008–2009 годах стали, по мнению Владимира СТЕПУРЫ, директора
компании «Ликонд», снижение деловой активности на рынке жилой недвижимости, сокращение
и вывод из страны иностранных инвестиций, кредитный голод. Финансовый кризис более
всего затронул масштабные инвестиционные проекты и крупные строительные объекты,
находившиеся на начальной стадии реализации. Осуществление многих проектов приостановилось
из-за недостаточного финансирования.
В Европе на рынке климатической
техники уже в 2008 году темпы роста в некоторых регионах были отрицательными, и
в среднем составили от +20 до -40 % по отношению к показателям 2007-го. В начале
2008 года на продажи кондиционеров влиял погодный фактор, а в пик сезона (июль –
август) кондиционерный рынок поддался влиянию экономического кризиса, охватившего
европейские страны. Особенно сложным 2008-й оказался с точки зрения реализации бытовых
систем кондиционирования воздуха на ведущих европейских рынках — в Италии и Испании.
Около 70 % всего мирового рынка
кондиционеров занимают четыре региона: Китай, Северная Америка, Япония и крупные
страны Европы. Если рассматривать европейский рынок, то в тройку стран-лидеров,
где ежегодно продается от 1,1 млн до 1,3 млн кондиционеров, входят Италия, Россия
и Турция. Украина попадает в группу стран, где продают от 715 тыс. до 740 тыс. кондиционеров
в год. Кроме нашей страны в эту группу входят Франция, Испания, Греция, Германия
и др.
По прогнозам ведущих специалистов,
мировой рынок кондиционеров в 2009 году сократится до 70 млн шт.
Спад на рынке кондиционеров ожидается
повсеместно, но наиболее существенно пострадает европейский рынок, объемы которого
сократятся на 33 %. Не менее 18 % падения покажет рынок кондиционеров в США, 11
% — в Китае и 7 % — в Японии.
Рост рынка ожидается только в
Индии. На эту страну сейчас обращают внимание многие мощные компании. В настоящее
время в Индии открывают производство Daikin, Hitachi, Toshiba
Бренды
На украинском кондиционерном
рынке представлены все известные мировые бренды. Японские производители предлагают
модели под ТМ Daikin, Fujitsu, Hitachi, Mihi, Melco, Panasonic, Sanyo,
Sharp,Toshiba. Весьма популярна у нас группа корейских кондиционеров: ТМ LG,
Samsung, Daewoo. Почитатели американских технологий могут выбрать кондиционер ТМ
Carrier, Lennox, McQuay, Trane, York и др. Также на украинском рынке присутствует
немало китайских брендов: Gree, Midea, Hair, Chigo, Chunlan, Kelon, Galanz,
Hisense. Рынок наполнен, потребитель может выбирать товар на свой вкус, цвет и кошелек.
До недавнего времени доля японских брендов на нашем рынке составляла 25 %. Возможно,
ситуация изменится и сегмент японских брендов увеличится за счет более дешевых моделей
или ТМ средней ценовой группы. Но скорее всего потребительские предпочтения останутся
на стороне более дорогих, но надежных кондиционеров, которые имеют более длительный
срок эксплуатации. Прогнозы специалистов достаточно скромные: если доля японских
брендов увеличится на 3 % — это будет очень хороший результат.
Тренды
Так как Украина входит в девятку
крупнейших стран потребителей кондиционеров, у нас прослеживаются тенденции, присущие
европейским рынкам. По словам Владимира СТЕПУРЫ («Ликонд»), доминирующим фактором
при дальнейшем построении отношений между операторами отечественного рынка будет
финансово-экономический кризис. Отношения между операторами станут прагматичнее.
Ужесточатся условия по срокам оплаты оборудования. Ощутимым будет также давление
складских запасов 2008-го, нераспроданных из-за снижения уровня потребления и кризиса
неплатежей в прошлом году. Закупка новых партий оборудования будет идти более консервативно.
Некоторые компании большую часть года будут распродавать складские запасы. С рынка
уйдут неконкурентоспособные операторы. Также с осени 2009-го ожидается дальнейшее
снижение рыночной доли отдельных компаний, закрытие офисов, подразделений, филиалов,
прекращение бизнеса инсталляционными компаниями. Рентабельность кондиционерного
бизнеса уменьшится. Снижение покупательной способности населения (вследствие инфляции,
безработицы, усиления кредитного давления), ухудшение финансово-экономической обстановки
в стране повлечет за собой сокращение продаж климатического оборудования. Если ситуация
с гривной выйдет из-под контроля НБУ и нацвалюта продолжит обесцениваться, курсовые
риски будут активно включаться в стоимость климатического оборудования.
Положительной тенденцией рынка
на фоне ужесточения конкурентной борьбы за потребителя станет расширение спектра
сервисных услуг и повышение уровня обслуживания — в частности, в связи с наличием
достаточного количества квалифицированного персонала.
На украинском рынке климатической
техники изменились не только темпы роста продаж, но и ассортимент, и потребительские
предпочтения. Самым важным фактором при выборе кондиционера становятся его энергосберегающие
характеристики.
Возможно, на рынке увеличится
доля японских брендов, в основном за счет снижения количества корейских и китайских.
Неизвестные дешевые ТМ ждет трудная судьба, ведь от покупки кондиционеров в первую
очередь откажутся потребители техники экономкласса.
По прогнозам специалистов компании
«Ликонд», спад, начавшийся в конце 2008 года, вероятнее всего закончится к весне
2010-го. После этого кондиционерный рынок постепенно начнет расти.
Самый насыщенный сегмент
Условно все кондиционеры делят
на бытовые и промышленные. К бытовым обычно относят модели малой и средней мощности
(до 7 кВт), применяемые для охлаждения небольших помещений площадью 15–80 кв. м.
К промышленным причисляют кондиционеры высокой мощности, которые используются для
охлаждения больших площадей (от
По конструктивному исполнению
все кондиционеры можно разделить на моноблочные, состоящие из одного блока (оконные,
мобильные и т. п.), и сплит-системы, организованные из двух и более блоков (настенные,
канальные, кассетные, VRF-системы и т. д.).
В Украине наиболее широко представлен
сегмент бытовых сплит-систем мощностью до 7 кВт и мультисплитов мощностью 9–10 кВт,
имеющих до пяти внутренних блоков.
Специалисты отмечают, что самыми
востребованными на украинском кондиционерном рынке по-прежнему остаются одинарные
настенные сплит-системы типа «холод-тепло» холодопроизводительностью 2,5 кВт
RAC (бытовые), сплит-системы настенного типа мощностью 7 кВт и сплит-системы канального
типа мощностью 12 кВт PAC (полупромышленные). Сравнительно неплохо продаются кондиционеры
класса «холод-тепло», в то время как модели класса «холод» в Украине используются
очень мало. Из систем VRF наиболее популярна модель мощностью 28 кВт. Среди чиллеров
первенство принадлежит моделям мощностью от 17,5 до 200 кВт. Причина популярности
— в особенностях установки и работы. Бытовой сплит обеспечивает климатические условия
в отдельно взятой квартире. Установка такого кондиционера — это надежные инвестиции
в комфортное жилье.
В настоящее время для операторов
кондиционерного рынка самый важный потребитель — частный застройщик. Хотя в сегменте
коттеджного строительства продажи кондиционеров также упали, но владельцы крупных
особняков и небольших частных домов сами покупают климатическую технику, стремясь
повысить комфортность проживания.
В сегменте бизнес-центров прогнозируется
переориентация спроса в сторону кондиционерного оборудования для помещений с небольшими
площадями (до 20 тыс. кв. м).
Перспективным направлением, особенно
в свете подготовки к Евро-2012, считается гостиничный бизнес. Развитие этого сегмента
будет способствовать повышению спроса на климатическое оборудование для гостиниц.
Сегодня в нашей стране на 1 тыс. жителей приходится всего два гостиничных номера,
а за рубежом — 14–18. Многие международные операторы гостиничного бизнеса
(Rixos Group, Accor Group, Starwood Hotels & Resorts Corporation, Razidor
Hotel Group и др.) объявили о решении выйти на украинский рынок. К 2012 году в Украине
появится 143 новых гостиницы, из которых 54 будут пятизвездочными, 67 — четырехзвездочными,
22 — трехзвездочными. По некоторым проектам уже сейчас ведутся строительные работы.
Кризис повлиял на развитие рынка
климатической техники, многие компании несут колоссальные убытки, тем более что
весна оказалась совсем нежаркой.
Владимир СТЕПУРА («Ликонд») поделился
информацией о том, как украинские кондиционерщики минимизируют влияние кризиса:
«Некоторые компании прибегают к снижению затрат на аренду, другие — сокращают товарные
запасы. Существенно уменьшилась возможность получения продукции в кредит, ужесточились
условия оплаты. Компании сознательно идут на снижение прибыльности. Кроме того,
некоторые рыночные операторы сокращают избыточные мощности и рабочие места, замораживают
или снижают зарплаты сотрудникам. Поиск дополнительных статей/источников дохода
компаний будет производиться путем развития новых направлений бизнеса, его диверсификации,
а также посредством расширения и улучшения сервисного обслуживания».
Компании «Ликонд» удалось компенсировать
падение продаж в сегменте оборудования для кондиционирования и вентиляции благодаря
усилению отопительного направления и направления технологического охлаждения. В
2009 году специалисты компании уделяют особое внимание отопительным системам на
базе энергосберегающих тепловых насосов класса «воздух-вода» (система
Altherma). В кризисных условиях фирме «Ликонд» за счет введения инновационной продукции
Daikin удалось сократить общий спад продаж до 9 %. Среди положительных моментов
влияния мирового финансового кризиса специалисты называют:
- усиление конкуренции на кондиционерном
рынке, что заставит слабых игроков покинуть рынок;
- возможность внести коррективы
в стратегию климатических компаний;
- повышение профессионального
уровня сотрудников;
- возможность освоить новые направления
бизнеса;
- повышение уровня сервисного
обслуживания.
Новинки
По мнению Алексея НОВОЖИЛОВА,
руководителя отдела маркетинга и рекламы компании «Ликонд», главной тенденцией рынка,
которая отразилась в первую очередь на новинках, является энергосбережение и общее
повышение комфорта (управление влажностью, повышение уровня очистки воздуха и др.).
Внимание операторов и потребителей
привлек тепловой насос Mitsubishi MSZ-GE — самая тихая модель на рынке. Уровень
шума MSZ-GE не превышает 19 дБ. Диапазон охлаждения — от 1 до 5,5 кВт, нагрева —
от 1,3 до 7,3 кВт. Модель весьма компактна, ее внутренний блок может работать в
мультисистеме. Есть возможность легко управлять кондиционером с помощью мобильного
телефона. Прибор работает в суровых климатических условиях, обеспечивая помещение
теплом даже при
Новые модели Hitachi серии
SX 8 с диапазоном мощности от 2,5 до 5 кВт работают на охлаждение и обогрев. Они
быстро удаляют запахи и мягко увлажняют воздух, способны уничтожить до 99,9 % вирусов
и бактерий, находящихся в воздушном потоке. Линейка 2009 года обладает функцией
ионной дымки, которая в три раза мощнее, чем в моделях предыдущих выпусков. Эта
функция помогает увлажнять кожу и очищать воздух. Hitachi SX 8 оборудован стойким
к коррозии фильтром. За компактность, простоту установки и высокий уровень энергоэффективности
модель получила в 2008 году приз на конкурсе Good Design.
Компания Toshiba продолжает совершенствовать
свою флагманскую линейку Daiseikai PDR. Модели этой серии имеют двухступенчатый
ротационный компрессор собственной разработки компании, который снижает энергопотребление
на 40 %. Показатель эффективности Daiseikai PDR на 22 % превышает значение, которое
предусмотрено законодательством Японии по энергоэффективности на 2010 год: производители
опережают время. Кроме того, система оснащена новым механизмом очистки воздуха.
Компания Daikin представила модернизированную
систему Ururu Sarara. Компактный внутренний блок системы оснащен новой передней
панелью, на которой видна индикация энергоэффективности и энергосбережения. Уровень
энергоэффективности этой линейки на 25 % выше, чем у других серий Daikin.
Итоги
По оценкам специалистов компании
«Ликонд», в новых экономических условиях в Украине происходит переориентация кондиционерного
бизнеса на коттеджное строительство и объекты инфраструктуры, связанные с организацией
и проведением Евро-2012. Подготовка к чемпионату открывает новые перспективы в строительстве
и реконструкции новых аэропортов и терминалов в возведении новых спортивных сооружений
(стадионов, тренировочных баз), гостиниц. По расчетам специалистов строительной
отрасли, полное восстановление прежних объемов строительства произойдет не ранее
2011-го.