Контракти.ua

2551  —  25.09.17
Политический сезон открыт. Саакашвили и все-все-все спешат на помощь…
Политический сезон открыт. Саакашвили и все-все-все спешат на помощь…

Возвращение Михеила Саакашвили в Украину и украинскую политику стало основным маркером начавшегося политического сезона. Чем ближе к выборам, тем горячее. Запальной Михо вполне может стать «шаровой молнией», которая будет хаотично метаться по стране, разогревая настроения протеста. Его уже называют главным «шатуном» страны. Возле «великого грузина» крутятся опытные политические хищники отечественного разлива. Они спешат получить дивиденды от политического старта Саакашвили, если он будет удачным, или же торжественно «похоронить» его, как потенциального оппонента. Тем временем Блок Петра Порошенко и «Народный Фронт» начали переговоры об объединении, что также свидетельствует о планировании «долгой» стратегии с прицелом на выборы 2019-2020 годов. Таким образом, и власть, и оппозиционные силы стартовали в своих любимых занятиях – политических шоу и закулисных торгах. Призрак досрочных выборов и протестных акций замаячил над страной, и на этот раз, похоже, эта угроза для власти уже не «рассосется». Контракты разбирались в перспективах главных тенденций политической жизни страны накануне очередных годовщин двух украинских майданов.

Оппозиция: блицкриг затягивается

Саакашвили – не просто мастер громких и эпатажных заявлений, он – маэстро. Даже если сказанное им не выполняется, то все равно запоминается и становится поводом к обсуждению. Кроме того, он по-прежнему умеет создавать впечатление важной политической птицы, которая не летает сама по себе, а все делает со смыслом и умыслом. Так что заявление о том, что митинг его сторонников в Киеве состоится уже 19 сентября, казалось вполне реалистичным. Ведь если ему помогли прорваться через границу, а не остаться в политической эмиграции, значит, это кому-нибудь нужно.

Однако теперь датой триумфального входа Михо в Киев становится уже 17 октября. А почему бы и нет? Страна отгуляет последние в этом году «длинные» праздники, и в столицу на белом то ли осле, то ли коне, то ли мерседесе (чем не броневик?) въедет «великий и ужасный»…

Пока что он начал очередное турне по стране, напоминающее те времена, когда он носился по Украине, создавая «Рух новых сил». Тогда все тоже было громко и пафосно, но сошло на нет уже к началу этого года. Поверят ли люди в очередной приход мессии теперь, после того, как один раз уже разочаровались в его способности «подорвать» страну. И хотят ли они, чтобы «подрывником» выступил именно Саакашвили?

«Саакашвили – хороший тактик, но плохой стратег. Судя по всему, он действует по принципу «Вмешаемся в драку, а там будет видно». Его турне по Украине сейчас организовывают отдельные его сторонники, не очень влиятельные, - отмечает политолог Алексей Якубин - Власть же не хочет добавлять ему очков, потому избрала тактику замалчивания всего, что связано с Саакашвили, одновременно не желая применять к нему какие-либо репрессии. Отсюда и заявление Луценко о том, что Саакашвили ничего не грозит, кроме штрафа за незаконное пересечение границы».


Не верят в прямое столкновение Михеила Николозовича с властью на данном этапе и другие аналитики. Так, директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник подчеркивает, что Саакашвили не может баллотироваться в президенты, следовательно, главной угрозы для Порошенко не представляет. «Иное дело, что он может стать «точкой сбора» для всей радикальной оппозиции, которая выступает не за Саакашвили, а против власти. А такие вещи в истории Украины уже несколько раз срабатывали. Помимо этого, Саакашвили как бы расширяет границы допустимой критики власти и лично президента. Ведь сейчас конструктивной и системной критики Порошенко, причем критики нецензурированной, мы почти не видим. Саакашвили может себе позволить нарушать эту ситуацию», - считает аналитик.

Далек он от народа?

Тезисы, которые взялся озвучивать Саакашвили, свидетельствуют о том, что настроения и пожелания политикума и населения по поводу перезагрузки власти и актуальности тех или иных проблем существенно разнятся. В качестве своих программных тезисов на данный момент грузинский экс-президент выбрал три: создание антикоррупционного суда, отмена депутатской неприкосновенности, принятие нового избирательного закона. Но они не затрагивают (или же затрагивают слабо) душу обычного украинского избирателя. Даже вечная тема снятия неприкосновенности. Более того – она, скорее, портит имидж Саакашвили, ставя его в одну шеренгу с политиками, которые включают эту неразрешимую в существующем законодательном поле проблему в свои лозунги. Остальные же две темы важны более для политического класса, ибо отражают его внутреннюю борьбу. Обычный электорат интересуют другие «вечные» темы: пенсии, зарплаты, льготы, цены, а заодно массовые и показательные «посадки» коррупционеров.

«Саакашвили действует хаотично. У него можно увидеть рефлексии, реакции на действия властей – но общего понимания того, что он хочет, не складывается. Ему нужно ответить на вопросы «Ради чего я это все затеваю? Какова моя стратегическая цель?» Его деятельность нуждается в кардинальной смене идеологем и месседжей, иначе он рискует остаться в истории Украины всего лишь одним из политиков, которые только критикуют, ничего не предлагая, ориентируясь чисто на популизм и шоу», - отмечает директор «Агентства моделирования ситуаций» Виталий Бала.

Тот факт, что Саакашвили вынужден переносить дату появления в столице, говорит, в первую очередь, о его зависимости от системной оппозиции в лице очень широкого спектра ситуативных союзников – от Тимошенко до Наливайченко. Все они помогали «отцу грузинской демократии» пересечь вожделенную украинскую границу. В ответ он просто вынужден играть по их правилам. Во всяком случае, на первом этапе. И что-то подсказывает, что ссора буйного грузина с представителями украинской оппозиции, и начало метания в них «громов и молний» не так уж и далек.

Сколько в лодке, не считая Михо?

Вопрос о союзничестве и предательстве в истории Украины всегда был ключевым. Группа поддержки Саакашвили сразу же перестала быть единой, как только он ступил на украинскую землю: ни Садовой, ни Тимошенко, ни Гриценко, ни Наливайченко, ни «еврооптимисты» не стали той силой, на которую он может однозначно опереться. По сути, ни одного четко выраженного союзника у него сейчас нет. И, вполне возможно, не будет.

Поддержка у Михо пока более чем временная, ситуативная. И все же интересно будет классифицировать нашу оппозицию по условному спектру, примерив ее «составляющие» на роль союзников Саакашвили.

Поскольку союз, и даже тактической смычки, с «консервативно-пророссийской» частью оппозиции для него априори исключен, то опираться он может, в первую очередь, на центристко-популистские силы. А они, как известно, включают «евролибералов» и «социал-популистов». Особняком стоят национал-патриоты, которым, похоже, с Михеилом Николозовичем также не по пути. Причины тут, отчасти, вполне «технического» характера. Например, «Национальный корпус» очевидно завязан на министра внутренних дел Арсена Авакова – одного из многочисленных врагов, которых нажил Саакашвили за время украинской политической деятельности.

Михо могут ситуативно поддержать те национал-патриотические группы, которые завязаны на Валентина Наливайченко. В первую очередь, это «Правый сектор». Но только в том случае, если сам Наливайченко сочтет необходимым пребывать в зоне притяжения Михо.

«Свободу» же сотрудничество с Саакашвили не привлекает хотя бы потому, что тот «ручкался» с мэром Львова Андреем Садовым – давним недругом и оппонентом «свободовцев».

Да и в целом правые патриоты предпочитают свое видение политической реальности, в которых популисту Саакашвили, фактически дважды проигравшему свою страну Российской Федерации, места нет. Им интересна политика в аспекте противостояния со страной-агрессором, а здесь опыт грузинского экс-президента не просто бесполезен, а даже вреден.

Таким образом, оказать поддержку Михо могут две группы оппозиционеров. Условно их можно разделить на «социал-популистов» и «евродемократов» (или «евролибералов»). Обе эти группы завязаны на разные кластеры электората. К первой группе можно отнести политсилы Тимошенко и Ляшко, ко второй – партии Садового, Гриценко, Наливайченко, группу «еврооптимистов» в лице нардепов Найема-Лещенко-Залищук, и прочие примкнувшие к ним политсилы поменьше.

«Социал-популисты» всегда играли на настроениях населения украинской провинции, в первую очередь, центральной и северной Украины, в меньшей степени – восточной и южной. Они отбирали популярность «в глубинке» у пророссийских сил, играя на стыке национальных сантиментов и поиска социальной справедливости. На этих же темах они и собираются идти в парламент нова. И если Тимошенко и Саакашвили оказалась при этом и пока что ситуативными союзниками, то «ляшковцы» решили не связываться с Михо, оказавшись, де факто, на стороне власти.

«Почему почти все представители оппозиции прибыли на границу поддерживать Саакашвили? Потому что не приехать туда – означало поддержать власть. К тому же, Саакашвили сохраняет связи с западным истеблишментом, и не сотрудничать с ним может быть недальновидно», - отмечает Руслан Бортник. 

Что касается «евролиберало-демократов», то им мешает, в первую очередь, традиционный вождизм и боязнь потерять свою значимость на фоне потенциально более мощного конкурента. Они резонно считают, что политсила Саакашвили может отобрать у них и так не очень значительный электорат, а также подрывает личные позиции лидеров этих партий в качестве вождей и фронтменов. Характерно, что тот же Анатолий Гриценко и не думал особо связываться с Михо, подтвердив свою неуживчивую репутацию.

Более прочной видится связка Михеила Николозовича с Андреем Садовым и Валентином Наливайченко. Оба эти политика персонально – этот фактор очень важен – обижены именно на Порошенко. Оба не имели конфликтов с Саакашвили во время первой волны его активной политической деятельности. Потому союз хоть и ситуативный, но достаточно прочный, в их случае возможен. Более того – риторика этих персонажей довольно похожа, а, повторимся, персональные обиды всех троих лично на президента объединяют иногда лучше, чем любые иные мотивации.

«Что касается Тимошенко, Садового и иных политиков, то они сейчас присматриваются к идее заключить с Саакашвили ситуативный альянс, если увидят в этом необходимость и пользу для себя. Никаких конкретных действий они пока не предпринимают. Они хотели бы побыстрее получить из истории с Михо дивиденды для себя и выйти из его ситуативной поддержки», - указывает Алексей Якубин.

Тем временем группа «еврооптимистов» в Верховной Раде уже успела «вписаться» за Саакашвили, но старт «наступления на Киев» в исполнении Мустафы Найема и компании оказался неубедителен. Так что либо Найему еще не раз придется играть роль застрельщика очередных, либо же «пар» деятельности «еврооптимистов» по раскрутке Михо уйдет в «свисток», а пришествие Саакашвили в Киев будет отложено даже не на октябрь, а на ноябрь.

«Зачем Тимошенко или «Самопомощи» объединяться с Саакашвили, теряя собственную субъектность? Зачем им объединение с политиком, чье будущее, в принципе, неизвестно? Может быть некая координация между всеми силами, оппозиционными БПП и НФ, но не более того. И Саакашвили не обязательно станет главным брендом даже такого объединенного движения», - рассуждает Виталий Бала.


Однако у Саакашвили есть и иные потенциальные союзники. Это общественные активисты, оказавшиеся за бортом действующей власти, либо изначально не ставившие себе целью вхождение в нее, предпочитая оставаться серыми кардиналами и формировать повестку для политиков ради решения интересующих их вопросов. Таких экспертов и общественников можно найти в большом количестве как в столице, так и в провинции, причем в последней – даже больше. Предложить свои услуги Михо против любого из местных политиков - это шанс для таких активистов упрочить свои позиции, сделать себя востребованными, отомстить за обиды и т.д. Заодно, конечно, не следует сбрасывать со счетов и использование ими Саакашвили как пиарщика конкретных проблем в конкретных регионах – от замороженных строек до назревших отставок политически обанкротившихся чиновников.

Наконец, нельзя списывать со счетов и возможность договоренности Саакашвили с представителями олигархата, недовольными Порошенко, которые могут предоставить грузину свой финансовый и медиа-ресурс. В первую очередь, это Игорь Коломойский и Дмитрий Фирташ, но также найдутся и многие иные, включая лиц, завязанных на «Народный Фронт». А это уже несколько иной уровень возможностей и поддержки. Ведь встречались же «ситуативные враги» Коломойский и Саакашвили перед началом «прорыва» последнего через границу… Вечных друзей и врагов на таком уровне политики просто нет, тем более, что не завязанному, по большому счету, на украинский политибомонд Михо просто нечего в реальности делить с тем же Коломойским.

Власть: слияния и поглощения

Пока Саакашвили колесит по стране, а прочие оппозиционеры занимаются своим любимым делом – критикой власти «за все, и даже чуть-чуть больше», Блок Петра Порошенко и Народный Фронт начали переговоры о возможном объединении. Для НФ это спасение в условиях даже не низкого рейтинга, а антирейтинга. Естественно, спасутся среди «фронтовиков» не все, а только те, кому удастся доказать свою полезность и лояльность пропрезидентской силе. У БПП также свои резоны стремиться к объединению с «другом-конкурентом».

Стоит подчеркнуть, что инициатива объединяться исходила именно от «порошенковцев». «Они предлагают НФ некую квоту, которая обеспечила бы гарантии политической выживаемости в случае новых выборов. Это делается для того, чтобы НФ не начал разваливать коалицию прямо сейчас», - отмечает Алексей Якубин.

Однако у президентской политсилы есть и другие соображения. Настало время вплотную задуматься о переизбрании Порошенко на второй срок, и, соответственно, о том, как бы былой партнер по власти не «ударил в спину». Виталий Бала уверен, что объединение «фронтовиков» с «порошенковцами» успокаивает президента, и создает иллюзию гарантированного переизбрания.

«Конечно, Народный Фронт, если он пойдет на такое объединение, будет требовать должности во власти. Но самое главное не это. Имея чрезвычайно маленький рейтинг, НФ будет неизбежно раскалываться на фракции, группируемые вокруг нескольких центров влияния. Самые крупные из них три – вокруг Яценюка, Авакова и Парубия. Каждый из них будет торговаться, требуя учета своих интересов», - отмечает Виталий Бала.

Однако не все аналитики верят в полезность, и в саму возможность такого слияния в реальности. В частности, Руслан Бортник отмечает, что партии «взаимно утопят» друг дружку таким объединением, и причиной станет антирейтинг «Народного Фронта».

Кроме того, объединение приведет к потере квот в избирательных комиссиях, потому вряд ли оно состояться в формате «все объединяются со всеми», считает Бортник. В том же БПП много кому придется потесниться. И если в среде «фронтовиков» царит паника в отношении их электорального будущего, то хотя бы для части депутатов объединение с БПП может дать шанс нового попадания в парламент, указывает он.

***

Как видим, Украину неизбежно ожидает не просто горячий политический сезон, а перспектива довольно существенного переформатирования электорального поля. Если на оппозиционном фланге повестку дня сейчас формируют Саакашвили и отчасти Тимошенко, то власть пытается снова предстать в роли эдакой «партии-монолита», где более сильная фракция поглощает конкурента-союзника, раздуваясь до размеров, превышающих статистическую погрешность.

Но, как известно, «монолит» в истории Украины был только один, и назывался он Партия регионов. Ничем хорошим партия эта не закончила. Так что и возможное объединение провластных политсил мало что даст, ведь даже их суммарного рейтинга не достаточно для формирования большинства в парламенте. Зато у политсилы Саакашвили шансы оказаться в Верховной Раде имеются, если он правильно выстроит «свою борьбу», найдя те самые идеологемы и месседжи, о которых говорят аналитики.

Зима близко…

Автор – Павел Серов

Статьи по теме
"Заморожування" конфлікту в Україні по лінії фронту: у Путіна прокоментували мирний план Ердогана

Пєсков заявив, що Путін та Ердоган не обговорювали ініціативу турецького лідера щодо "заморожування" конфлікту в Україні.
20.11 — 718

Стало відомо, як у Google Maps з'явилися супутникові знімки оборонної інфраструктури України
Стало відомо, як у Google Maps з'явилися супутникові знімки оборонної інфраструктури України

У Google запевнили, що нові зображення бойових зон не публікуються.
07.11 — 378

У Зеленського відреагували на інформацію, що сім країн НАТО виступають проти запрошення України
У Зеленського відреагували на інформацію, що сім країн НАТО виступають проти запрошення України

В Офісі президента спростували інформацію про противників вступу України до НАТО.
26.10 — 399