Никита Соловьев, блогер и общественный деятель: Меня очень напрягает ситуация в НАК "Нафтогаз", а особенно вокруг нее. Сразу скажу, что последнее время внимательно не следил, но некоторые вещи все-таки до меня долетают.
Три года назад, в конце весны 14-го года, я услышал тогда несколько удивившую меня вещь. Мой приятель, бывший харьковчанин, а на тот момент уже журналист Рейтерз, написал мне "Я все отслеживать не собираюсь, маркером экономической политики новой украинской власти для меня будет ситуация с Нафтогазом." Тогда я действительно удивился. Почему не с гривной, бюджетом, налогами, инвестклиматом, а Нафтогазом? Естественно полез разбираться и понял, почему из нас двоих журналист Рейтерз не я. Не уверен, что понял все, но достаточно чтобы согласиться с оценкой Алика.
Два года НАК "Нафтогаз" был витриной наших реформ. Наряду с стабилизацией финансового сектора именно реформированный Нафтогаз приводился как пример и доказательство изменений. Причем аргумент был убойный, успех был как прекрасно виден в макроэкономических и бюджетных показателях, так и признан всеми без исключения авторитетными международными финансовыми институтами. А прекращение прямой закупки газа у страны-агрессора кроме того показывало, что экономические достижения не должны неминуемо противоречить политическим целям.
Казалось бы, с Нафтогаза должны сдувать пылинки, максимально помогать его руководству в работе и вообще всячески холить и лелеять. Вне зависимости от желания проводить глубокие структурные реформы, наличие такого впечатляющего примера успеха служат прекрасной рекламой и любые скандалы вокруг него резко ухудшают портрет нашей власти. Но новости самые тревожные. И как стало понятно при самом беглом ознакомлении, уход со своих постов двух членов Набсовета только вершина айсберга. Симптом, а не причина.
Во всяком случае для меня происходящее складывается в одну совершенно цельную и крайне пугающую картину. И самое страшное и знаковое для меня это возвращение и пошаговая легализация ценовых ножниц. Кадровые игрища, блокирование принятия необходимой для нормальной работы предприятия нормативки и прочее это вторично. Такое впечатление, что кто-то с тоской вспоминает о таком прекрасном насосе по выкачиванию денег из бюджета. И делает все возможное для восстановления работоспособности этого насоса.
Пока это первое впечатление, возможно излишне алармистское. Но если оно окажется верным и из Нафтогаза опять сделают и запустят на полную мощность насос, то никакие другие успехи в бюджетной и финансовой сферах нас не спасут. Ни накопленные ЗВР, ни децентрализация бюджетов, ни успешные размещения и растягивание сроков выплат по внешним обязательствам. Этот монстр в состоянии сожрать все.
Очередной раз убеждаюсь. Пока у государства оказываются совмещены контрольные, нормотворческие и хозяйственные функции, успех ни в одной сфере не может быть окончательным. Всегда сохраняет риск отката. Нормотворческие функции являются для государства естественными. Контрольные забрать можно только за очень длительное время, с большим трудом и только вырастив негосударственные контрольные институты. Но любые хозяйственные у государства необходимо отбирать вчера.
Автор: Никита Соловьев