Журналист Максим Щербина: Неделю пробыл в Казахстане. Первые впечатления - Маршал Маклюэн может смело достраивать ещё одну хатку на околице своей глобальной деревни.
Казахские дети крутят спиннеры. На кассе в супермаркете спойлерят финал седьмого сезона "Игры престолов". В кафе обсуждают батл Гнойного и Оксимирона. Под окнами поют под гитару "Белые обои, чёрная посуда". В Казахстане есть Старбакс и H&M.
Есть и локальные чудеса. Аналоги Prozorro, ЦНАПов и "Готово" работают здесь более 5 лет. Старики не живут за чертой бедности - отчасти в силу сносных пенсий, отчасти в силу крепких семейных связей. А для молодежи существует целый ряд программ бесплатного обучения в Европе и Америке.
Шутки про юрты и кумыс остаются на автостоянке у аэропорта. Ещё на подъезде к Астане - столице и главному городу страны, понимаешь, что летел в степь, а попал в Куало-Лумпур. На горизонте сплошные небоскребы. Обилие современной архитектуры зашкаливает, город обильно инкрустирован зданиями причудливой, смелой, необычной формы. А выставочный комплекс, сооружённый на 174-х гектарах под всемирную выставку EXPO-2017 вообще будто сошёл со страниц оптимистических фантастических романов, где человечество не упрело под шапкой ядерной зимы, а запустило маршрутки на Марс.
Стройка вообще главный элемент астанинского пейзажа. Население города за 20 лет (а Астана самая молодая столица Евразии), выросло до миллиона человек. Всюду - на улицах, во дворах, в торговых центрах очень много детей.
Я живу на 15 этаже в центре города, и каждый вечер возвращаясь домой и подходя к окну, чувствую себя котом, заинтересованно вертящим головой на подоконнике: глаза фиксируют движение, но мозг не очень понимает его причины.
Но есть и вторые впечатления.
Все вышеописанные блага и чудеса цивилизации происходят "благодаря мудрой политике главы государства, первого президента республики Казахстан, главы нации Нурсултана Абишевича Назарбаева". От одной этой фразы лично у меня внутри что-то передергивается. Что-то передергивается ещё сильнее, когда читаешь местные новости, где комментарию любого, даже самого дикорастущего чиновника, предшествуют длительные реверансы и расшаркивания - мол, какой неординарный человек соизволил нас облагодетельствовать своими пустопорожними соображениями.
Именем главы нации названы парки, аэропорты, университеты и библиотеки. А резиденция президента больше похожа на жилой комплекс из звездных войн, чем на государственное учреждение. Да и сама Астана, поражающая воображение своим величием - город, больше подходящий для созерцания с высоты птичьего полёта, чем для непосредственной жизни в нем. "Ужас урбаниста" - это не моя формулировка, это слова многих астанинцев, с которыми я общался. К тому же, Астана - это не просто столица, но ещё и витрина. И в других городах все не так глянцево, благополучно и небоскрёбно.
В целом Казахстан кажется мне реализацией одной из форм той самой просвещенной монархии (диктатуры), о которой нет-нет да и мечтают некоторые украинцы. Тут овеществилась твёрдая рука, снимающая с обывательских плеч целый пласт социальных проблем.
Европейское и азиатское сплелись здесь так туго, что за неделю этот узел точно не распутать. За квадрокоптерные красоты и сносный уровень жизни казахи платят отказом от политической жизни (на последних выборах президента единственный оппонент Назарбаева выступал за экологию и в итоге сам же проголосовал за президента), запретом на митинги, отсутствием какой-либо оппозиции и более-менее независимых СМИ, блокировкой интернет-ресурсов (например, в Казахстане не работает Медуза). С любознательными не церемонятся.
Но "платят" - это мое видение. А многие из тех, с кем я общался, по этому поводу не очень переживают. Просто есть сферы и области, о которых лучше не думать. И тем более в них не стоит лезть. И будет тебе благополучие. Это не плохо и не хорошо. Это реальность, в которой живет огромная страна.
В такой системе координат очень отчетливо чувствуешь свои отличия, ощущаешь себя украинцем. И та самая имманентная свобода, ставшая общим местом благодаря патриотическим стихам и выступлениям политиков, формулируется как факт. Более того, на контрасте с казахско-советской ментальностью начинаешь понимать, что свобода - не только благо, но и иго. Желание бороться за неё имманентно в украинцах. Но что делать с ней, добытой и обретённой, не очень понятно. Ибо борьба и созидание, это разные истории. В первом мы преуспели, второму - учимся со скрипом. Это не плохо и не хорошо. Это реальность, в которой живет огромная страна.
Автор: Максим Щербина