Контракти.ua

1492  —  15.08.17
Ближе к телу. Почему украинские банки относятся к инновациям с опаской
Ближе к телу. Почему украинские банки относятся к инновациям с опаской

Онлайн-сервисы стали обязательной составляющей банковского обслуживания в Украине. И если еще несколько лет назад сам факт наличия мобильного или интернет-банкинга считался преимуществом, то сегодня банки все больше обращают внимание на ассортимент, удобство и стоимость тех услуг, которые им удалось оцифровать.

«При нынешнем уровне нашей избалованности современными технологиями и степени их проникновения во все сферы нашей жизни, банковские онлайн-сервисы должны обладать не просто стандартным перечнем функций, но удобным интерфейсом, привлекательным дизайном и главное находиться в смартфоне пользователя. Проще говоря, они должны не просто работать, они должны нравиться», – считает Галина Якущенко, директор по маркетингу Altbank.

Рискуют немногие

Тем не менее, действительно «дружественный» и продвинутый удаленный сервис все еще остается уделом небольшого количества игроков. Даже браузерные версии онлайн-банкинга зачастую представляют собой лишь «витрины», которые дают возможность ознакомиться с набором услуг, предоставляемых банком. Но для того чтобы получить эти услуги все равно придется отправиться в отделение. Максимум, что сможет клиент, это посмотреть выписку по текущему или карточному счету, провести переводы между своими счетами, пополнить депозит.

Более обширный функционал, который позволяет провести полный спектр операций, от погашения кредита до обмена валют, отправки платежей на любой счет в Украине, проведения международных переводов и даже покупки билетов, по-прежнему редкость.

Адаптированные мобильные приложения, которые обеспечивают гибкое управление своими счетами, еще бОльшая экзотика. В Play Market, например, присутствуют app’s от Приватбанка, ПУМБ, Укрсоцбанка, Райффайзен Банка Аваль, Ощадбанка, Укрсиббанка Альфа-Банка Украина, ОТП Банка, банков Пивденный и VTB. То есть, по сути, от самых крупных представителей рынка.

Объяснить неповоротливость банков довольно легко. Во-первых, разработка, интеграция и поддержка подобных систем – недешевое удовольствие. Бюджет на такое мероприятие может составлять от 3-5 до 35 млн долл. Во-вторых, многие собственники банков консервативны по своему мышлению, и не готовы инвестировать в те решения, от которых они не смогут получить быструю отдачу и возврат вложенного капитала. Особенно на нестабильном и постоянно «редеющем» украинском рынке.

Всегда на пульсе

«И все же, в перспективе фору получат те финучреждения, которые смогут нивелировать отрицательное влияние человеческого фактора, и сведут подавляющее большинство трансакций до «двух кликов», перейдя на дистанционное обслуживание», – уверен Владислав Кравец, председатель правления RVS Bank.

К тому же, каждая из сторон в данном случае остается в выигрыше. Клиент получает доступ к своим деньгам и текущим операциям в любое время из любой точки земного шара. И это касается, кстати, не только физических лиц, но и бизнеса. «Автоматизация расчетов снижает затраты на организацию банковского обслуживания через Интернет, что приводит к уменьшению тарифов по основным банковским операциям для МСБ. По проведению платежей, валютным и другим трансакциям», – приводит пример Алексей Анипер, директор департамента по работе с корпоративными клиентами Пиреус Банка.

Банк, в свою очередь, разгружает отделения, оптимизирует работу персонала, а также накапливает огромную информационную базу о своих клиентах, отслеживая их операции. Это позволяет формировать гибкий и востребованный продуктовый ряд с наилучшими условиями.

Причем тенденция такова, что финучреждения чем дальше, тем больше будут стремиться к адаптации браузерного интернет-банкинга под портативные устройства. Смартфоны, планшеты. Это и неудивительно, поскольку проникновение мобильной связи в Украине, по данным Mobility Report, достигло 128%. А степень проникновения смартфонов, по данным Ericsson, составляет 44%, и к 2020 году превысит 70%.

Поэтому борьба между банками развернется не просто за номинальных пользователей, которые раз-два опробуют онлайн-сервисы и забросят их на «полку». Конкуренция за тех клиентов, которых нужно перетянуть у коллег по рынку удобством удаленного обслуживания, лояльными тарифами и любыми другими дополнительными бонусами.

На чужой земле

Впрочем, банкирам  придется соревноваться не только между собой, но и с монстрами IT-индустрии, с телеком-операторами. «Примеров «наступления» на финсектор достаточно. Корпорация Apple в 2014 году запустила систему мобильных платежей Apple Pay. Следом за ней в 2015 году собственный платежный сервис Android Pay внедрил Google, а также один из крупнейших интернет-магазинов мира Amazon, который представил систему AmazonPayments», – рассказывает Владислав Кравец.

Украинский оператор «Киевстар» еще несколько лет назад создал сервис «Мобильные деньги» для оплаты разнообразных услуг с помощью смартфона. В мае 2017 года аналогичную услугу анонсировал Vodafone. С помощью его мобильного приложения Vodafone Pay можно пополнять мобильные счета, переводить деньги с карты на карту, оплачивать коммунальные услуги.

Поэтому для банковского рынка именно такие сервисы уже в обозримом будущем будут представлять вполне осязаемую угрозу. Ведь, фактически, это и есть тот самый мобильный банкинг, только в иной оболочке. При этом он более понятен и удобоварим для многих пользователей, так как не сопряжен с массой рутинных процедур. Достаточно установить приложение, привязать его к номеру телефона и пользоваться.

Что остается в этой ситуации банкирам? Давить функциональностью своих сервисов, ну и лояльностью к клиентам, которая у подавляющего большинства финучреждений отсутствует как факт.  «Например, перспективное направление – это бот-сервисы в мессенджерах. Это отличная платформа для коммуникаций, которая позволит быть там, где удобно твоему клиенту, пусть даже это и непривычно», – рассуждает Галина Якущенко.

Плюс ко всему, очень важна защита данных и денег, которая по мере роста объемов дистанционных операций зачастую становится проблемой. Одно из решений – технология блокчейна. Она предусматривает распределенное хранение информации, что минимизирует угрозу хищения данных. И если вспомнить июньскую вирусную атаку, которая едва не «положила» украинский бизнес, защищенность трансакций будет еще одним конкурентным преимуществом для банков, которые намерены всерьез двигаться в онлайн.

Автор: Павел Харламов для Контракти.ua

Статьи по теме
У НБУ вказали на фактор, який вплине на валютний ринок України найближчим часом
У НБУ вказали на фактор, який вплине на валютний ринок України найближчим часом

Позитивні зрушення в питаннях отримання міжнародної фінансової допомоги повинні посприяти збереженню стійкості валютного ринку України.
вчера, 10:53 — 560

В ЄС з'являться миттєві банківські перекази: Європарламент прийняв нові правила
В ЄС з'являться миттєві банківські перекази: Європарламент прийняв нові правила

Європарламент проголосував за введення миттєвих банківських переказів на території Європейського союзу.
26.03 — 228

Україна планує продати два державні банки: Меморандум із МВФ
Україна планує продати два державні банки: Меморандум із МВФ

Два державні банки, Сенс Банк та Укргазбанк, готуватимуть до приватизації. До кінця травня буде обрано консультанта, який запропонує комплексний план дій із продажу.
25.03 — 276