Динамика импорта рыбы в Украину снижается и будет снижаться. Если в прошлом сезоне в страну завезли порядка 450-440 тыс. тонн, то оптимистические оценки нового сезона - не более 320-330 тыс. тонн рыбы и морепродуктов. Факторы, определяющие развитие этого рынка, традиционные и для остальных импорториентированных секторов экономики – и без того слабую покупательскую способность населения ослабляет еще и продолжающая стремительно падать гривна.
И импортеры и их иностранные поставщики обеспокоены тем, что рынок катастрофически сжимается и хотя бы затормозить ситуацию могут только экстренные меры.
Импортная рыба попала на мелководье
Для Норвегии украинский рынок – один из приоритетных – впереди только российский, а рыбный промысел для норвежской экономики находится на третьем месте после добычи нефти и газа, так что можно представить, что значит для этой северной страны сокращение нашего рынка. Неудивительно, что норвежские предприниматели пытаются всеми силами удержать этот рынок. На днях состоялась масштабная конференция с участием представителей норвежского и украинского бизнеса, аграрного и ветеринарного ведомства, банкиров. Норвежцы призывали украинскую сторону отменить все дублирующие ветеринарные проверки (если в Норвегии подобные уже проводятся), поскольку все это ведет к удорожанию конечного продукта. Конечно же, не вводить дополнительных таможенных сборов, а подобные меры в настоящее время обсуждаются соответствующих ведомствах.
Посол Королевства Норвегии в Украине г-н Олав Берстад в интервью Контрактам.ua в
своих оценках сложившейся ситуации и каких действий можно ожидать от Норвегии
был осторожен, но дал понять, что будут включены все возможные механизмы
влияния на украинские власти. «Безусловно, ответственность лежит на коммерческих операторах и с норвежской стороны, и с
украинской. Но и государственные структуры тоже играют свою роль. Я думаю, что
сложившаяся ситуация будет предметом разговора на высоком уровне. Украина
хороший рынок, растущий, с большим потенциалом. Сейчас наши экономические
отношения значительно ближе, чем несколько лет назад, ведутся переговоры по
свободной торговле. Украина - член ВТО, и это тоже играет роль», - заявил посол.
Кстати, отстаивать интересы своих рыбаков в Норвегии умеют. К примеру, когда в 2006-м году Россия ввела запрет на импорт норвежской семги, по причине того, что она якобы содержала излишние химические добавки, Осло очень быстро снарядил делегацию в Россию, и вопрос был улажен.
Что касается потенциала нашего рынка, то, по оценкам экспертов, это не менее 1 млн тонн – то есть порядка 20 кг рыбы на человека. Сегодня никто столько не съедает, но надежды у экспортеров остаются и покидать этот рынок никто не хочет. Вопрос в том, как будет попадать в Украину импортная рыба – легально или нет? Представители стран-экспортеров призывали украинские власти ослабить давление на легальный импорт, в противном случае можно ожидать значительного оживления «серого» рынка, который общими усилиями цивилизованного бизнеса и госструктур только в последнее время сократился до 20-30% общего объема потребляемой в стране рыбы.
Чья рыба вкуснее?
Отечественные операторы уже давно обеспокоены ситуацией на этом рынке. Жизнь им осложняет не только девальвация гривны и практически полное отсутствие возможности работать с кредитными деньгами, но и неплатежи ритейлоров и переработчиков. Еще в феврале компания «Скандинавия» - один из крупнейших импортеров в Украине рыбы и морепродуктов – заявила, что намерена открыть собственное направление по переработке рыбы. Тогда президент компании Елена Якименко даже назвала конкретную сумму инвестиций в приобретение подешевевших заводов по производству пресервов и рыбопродуктов – 10 млн. В мае компания озвучила следующий шаг по устранению из сложившейся схемы слабых звеньев – на этот раз ритейлеров. Елена Якименко озвучила планы компании по созданию сети собственных магазинов «Рыбный домик» - до конца года должны были открыться 25 магазинов в Киевской области.
Теперь в компании понимают, что нужны еще более кардинальные меры: «Нужно возрождать свою рыбу, создавать хозяйства, которые будут выращивать рыбу, - заявила в интервью Контрактам.ua г-жа Якименко. - В Норвегии в основном фермерский лосось, а не дикий. Так, почему мы не можем? Сегодня только 25% нашего рынка занимает собственная рыба. И сейчас самое время переломить ситуацию. Честно говоря, я уже устала от импорта. Когда работаешь на внутреннем рынке – особенно в условиях нестабильной валютной ситуации – это легче и понятнее. Правда, для того чтобы возродить собственный рыбный промысел нужны государственные инвестиции, программа развития отрасли, и под нее придут и мелкие инвесторы».
Возрождение и создание собственных рыбных хозяйств, естественно, путь длинный, но если в нем будут заинтересованы крупные компании импортеры, которые привыкли держать рынок, то он может оказаться весьма успешным. По крайней мере, свои 10-15% рынка у импорта украинская рыба могла бы отхватить в ближайшее время.