По замыслу создателей Soul — это компактный городской кроссовер. И сразу хочется добавить: с ценой от 119 778 грн** и внешностью концепта, пробившегося в серию. Не совсем понятно, что вдохновляло дизайнеров больше: докатившаяся до B-класса мода на внедорожники или желание быть похожим на Mini Cooper. Но в итоге получилось интригующе. Во всяком случае — заметно.
Текст: Сергей ГЕТУН, Контракты. Фото - Светланы СКРЯБИНОЙ
Внешний вид по душе
Первое, что приходит в голову, глядя на ряд разноцветных Soul: «А ведь KIA наскучил имидж добротного середнячка!» Двухобъемный силуэт, очерченный горизонтальной крышей и вертикальной задней частью, среди обилия современных посторганических автоформ выглядит почти по-бунтарски. Конечно, ничто не ново под луной, и при желании можно найти аналоги среди Honda Element, Nissan Cube или xD Scion... Но все равно такой автомобиль даст владельцу повод прослыть неформалом.
Нарочито вызывающий внешний вид в стиле «поколение Y выбирает» скрадывает истинные размеры автомобиля: издалека может показаться, что перед тобой малолитражка, вблизи же Soul оказывается крупнее, выше и вообще выглядит уверенным в себе крепышом. К тому же мускулистые колесные арки и пластиковая защита впереди и сзади намекают на внедорожные амбиции. KIA Soul разрабатывали параллельно в сеульской и калифорнийской дизайн-студиях, а на предсерийном этапе к разработке подключилась еще и немецкая студия дизайна. Поэтому неудивительно, что проработка элементов скрупулезна, а интересных деталей хватает и снаружи, и внутри. Несмотря на лаконичность, форма отнюдь не примитивна. Все складки, отверстия, линии уверенны и имеют свое предназначение. Хороша оптика. Для задних фонарей найдено замечательное место на широких фасках по бокам от массивной выштамповки багажника, а сложная многогранная форма по-корейски крупных передних фар подчеркнута резкой черной аппликацией.
Забавно, что в процессе создания своего автомобиля может принять участие и сам владелец. KIA предлагает весьма продвинутый промышленный тюнинг: установку расширителей колесных арок, различных бамперов, спойлеров, выбор нетривиальной окраски кузова и т. д. «Free your mind!» — призывают дизайнеры с рекламных плакатов. Кстати, свой разум они, по-видимому, уже освободили, получив за дизайн автомобиля Red Dot Award—2009.
«Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением»
Когда говорят «кроссовер», обычно представляется что-то такое среднее между универсалом и паркетным внедорожником. Soul — кроссовер другого типа: это что-то вроде совмещения компактного хетчбэка и минивэна. Польза такого союза очевидна. Многие недолюбливают B-класс уже потому, что у них метр девяносто роста. А если не у них, то у членов их семьи. Или у друзей. Всегда найдется кто-то, кому будет тесно в маленькой машине. И в этом смысле Soul — далеко не классический B-класс. При длине 4105 мм у автомобиля просто огромный салон — неоспоримое достоинство и безусловное достижение KIA. Кресло водителя подразумевает командирскую посадку, при этом над головой останется сантиметров 15 места. Пересесть с переднего сиденья во второй ряд, не выходя из машины, не составляет труда. Сзади места чуть ли не больше, чем в моей Grand Vitara, и к тому же ровный, без возвышений пол.
Несложно заметить, что обилие внутреннего пространства обусловлено конструктивно. При компактной длине большая колесная база (2550 мм) позволила, уменьшив багажник, удлинить салон. А переросшая B-класс высота 1610 мм дает возможность посадить пассажиров вертикально, еще больше расширив пространство для ног.
Но, кроме того, что внутри просторно, там еще и интересно. Дизайнерские экзерсисы можно продолжить и здесь, подобрав двухцветные сочетания обивки салона, причем заменить можно также карты дверей и торпедо. То, что скучно не будет, стало понятно после открытия первого же вещевого отделения — его внутренности оказались ярко-алыми. Металлический сосуд в одном из подстаканников оказался не термочашкой, а пепельницей; глубокая горизонтальная круглая ниша посреди передней панели — не пепельницей, а местом для дополнительного динамика со светодиодной окантовкой, устанавливаемого опционно. В салоне еще более десяти (!) емкостей, бардачков и отделений для мелочей.
Пластики твердые, но с интересной фактурой.
На S-образной капле кокпита вроде все как обычно: больше всего места занимают кнопки управления кондиционером и музыкальной системой, но внизу обнаружились USB-, ipod- и AUX-разъемы. Такое оценит молодежь любого возраста! Как (уверен) оценит приборную панель в стиле Mazda-3 и трехспицевый спортивного вида мультируль с вынесенными кнопками управления аудиосистемой.
Удобная посадка-высадка на любое место понравится всем. А вот багажник, на который осталось не слишком много места, может вызвать нарекания — вещи при погрузке придется переносить через высокий порог двери. В остальном же пространство позади второго ряда сидений организовано аккуратно, есть дополнительные ниши для мелкоформатного багажа и места для крепления поклажи. К тому же, как говорил булгаковский Коровьев: «Тем, кто хорошо знаком с пятым измерением, ничего не стоит раздвинуть 220 л багажника до черт знает каких размеров». Если опустить сиденья заднего ряда.
На Soul надейся...
Краш-тест EuroNCAP дал KIA Soul пять звезд. Правда, оценивалась модификация с ESP, трекинг-контролем и системой помощи при экстренном торможении, пока не заявленная у нас к продаже. Но и без этого техника безопасности у Soul на уровне: двойные передние подушки дополняются парой боковых и «занавесками» во всю длину салона, а также активными подголовниками в более дорогих комплектациях. Уже в базовой модели есть датчик разблокирования дверей при столкновении, а тормозной путь при экстренном торможении на скорости 50 км/ч составляет 11,3 м. Ближе к телу Soul очень экстравертный автомобиль. Само имя настраивает на возвышенный, одухотворенный лад. И от этого становится еще интереснее узнать, каковы его более приземленные, ходовые качества.
Для Soul доступны два 1,6-литровых двигателя: бензиновый и дизельный. Они комплектуются
5-ступенчатой механикой, а дизель может работать в паре с 4-ступенчатым автоматом. Оба двигателя достаточно экономичны (6,5 л и 5,2/5,9 л на 100 км в комбинированном цикле), поэтому первое, что подлежит разъяснению, — насколько резв новый KIA. Мы ездили на бензиновом, и я не уверен, что лучшем, чем дизель, двигателе. К тому же автомобиль с околонулевым пробегом не располагал к экстремальным нагрузкам. Но, должен заметить, к моему удивлению, ощущения медлительной тягомотины не было. Трогание с места уверенное, разгонная динамика на низких оборотах скуповата, но после трех с половиной тысяч двигатель оживает, и тогда уж обогнать на трассе фуру-другую не составляет труда. Другое дело, что при резких перестроениях на высокой скорости очень ощутимы боковые крены — дает себя знать высокий центр тяжести и отсутствие ESP. То же касается и скоростного входа в вираж. Есть тенденция к сносу переднего моста. Так что лихачить советую осознанно, то есть не советую вообще. ESP для европейских модификаций KIA Soul предусмотрен и, думаю, рано или поздно будет доступен в Украине. Как, надеюсь, будет доступен с 2010 года и двухлитровый 144-сильный бензиновый силовой агрегат, укомплектованный 4-ступенчатым автоматом, присутствующий сейчас только на североамериканском рынке.
Пока же мы можем обсуждать стандартную переднеприводную платформу, а к ней особых претензий нет. О ESP уже сказано, а остального хватает. Управляемость на рабочих скоростях мне понравилась. Переключение передач безукоризненное. Автомобиль уверенно держит прямую, электроусилитель руля мягкий и довольно острый (2,7 оборота от упора до упора), с ощущаемой обратной связью. Он включается спустя несколько мгновений после старта двигателя, поэтому у вас всегда будет шанс оценить его мягкость при начале маневрирования во дворах и на парковке. Радиус поворота великоват, но это разумная цена за преимущества большой базы. Подвеска энергоемкая, не слишком мягкая, однако неровности дороги отрабатывает без провалов. Клиренс 164 мм не внедорожный, но выше среднего. Малые свесы хороши для выезда из подземного паркинга, однако не должны побуждать вас ехать месить грязь с Defender’ами. Помните: у вас передний привод. Что еще? Неординарно включается задняя передача — нужно поджать такую пимпочку на рычаге переключения, а дальше, как первую. В общем, лучше узнать заранее.
У меня сложилось впечатление, что крейсерская скорость автомобиля — 100 км/ч. На такой скорости ехать действительно комфортно. Не досаждают дорожные и аэродинамические шумы, звук двигателя незаметен, а управлению не приходится уделять чрезмерного внимания. При желании Soul можно разогнать и до 170 км/ч, но ощущений будет на все 220 км/ч.
Машину с дизельным двигателем попробовать не удалось, но этот агрегат отнюдь не стоит сбрасывать со счетов: по отзывам коллег, дизель отлично тянет не только на высоких оборотах, да и эластичность его повыше.
Молодым душой
Говорят, что в KIA Soul дизайнеры запечатлели образ вепря. Есть даже документальный фильм о работе корейской дизайн-студии, где дикий кабан (их якобы много в окрестностях Сеула) что-то такое говорит дизайнеру... Креативно, не правда ли? И еще говорят, что Soul приятно звучит не только по-английски, но и по-корейски, напоминая Сеул — город, где расположена штаб-квартира KIA. Люди всегда рассказывают истории, если им интересно. Если истории долго не заканчиваются, начинается культ. История с Soul, похоже, только начинается. Богатая базовая комплектация (электропакет, кондиционер, ABS, подушки безопасности и т. д.), нестандартный внешний вид, неплохая управляемость в сочетании с хорошей ценой — привлекательный выбор для тех, кто молод. По крайней мере, душой.