Журналист Екатерина Горчинская: Об этом можно написать колонку (а еще лучше - нормальную глубокую статью), но для этого нужно время, потом ограничусь просто перечислением нескольких наблюдений о работе НАБУ.
Мне, человеку, привыкшему к работе госорганов относиться с усиленным подозрением, эта работа очень нравится.
Перечисляю причины, которые знаю только из публичных источников, таких как вчерашний блокбастер "Розенблат. Король воров янтаря"
1. Первое, что бросается в глаза на этом видео - это прекрасная работа undercover. Полгода агенты работали, снимали, документировали, а по их следам спецназ проводил обыски магазинов мобильных телефонов, например, и изымал вещдоки в виде долларов и мобильников. При этом моя тезка продолжала как ни в чем не бывало разговаривать с людьми, которые ведут себя как мафиози, а публично выступают как народные депутаты, то есть представители народа, который они же сами стараются ограбить.
2. Документирование и следующая за этим коммуникация.
все снималось. все записывалось. держалось в секрете до момента X. Потом вывалилось со взрывным эффектом. Вчера в украинском твиттере и гугле Розенблат был, соответственно, на 1 и 2 месте в трендах. Это успех.
3. Этого не видно в кадре, но за операцией стоит прекрасная координация разных госорганов. Например, с НБУ, у которого НАБУ запрашивает валюту для спецопераций. помните #банкичауса? В такую баночку, если я правильно помню, 300 тысяч помещается. Также координация разных подразделений НАБУ видна хорошо. Это новое в силовых структурах и госорганах вообще. О координации с ФБР я даже не говорю, она очевидна, на мой взгляд, и без заявлений Сытника.
4. Креативные методы работы. НАБУ регистрирует фиктивные офшоры (!) и компании за границей, чтобы взять с поличными и задокументировать способы работы коррумпированных чиновников. Пускает, казалось бы, безобидных девушек с красивыми ногтями проводить основную следственную работу и ходит на встречи с посольствами стран, чья помощь нужна в расследовании комплексных дел, чтобы поддерживать живые контакты и рассказывать о своей работе. Чтобы оставаться credible и открытыми. Для агентов создают комплексные легенды, способные успешно пройти проверку.
5. В НАБУ умные, творческие и независимые агенты. Они ведут себя уверенно во время сложных переговоров, достигают договоренностей и задают вопросы, которые помогают документировать вымогательства.
Например, во время разговора от 24 ноября, Катерина задает вопрос: "что от нас требуется?" - и заставляет таким образом Розенблата вымогать у ее компании взятку, или, как он выразился, "заохочення". Детективы НАБУ распутывают сложные коррупционные схемы людей, которые создавали их десятилетиями и с помощью матерых юристов и бесконечных сетей офшоров (как в деле Мартыненко). Это новый уровень работы.
В НАБУ 150 детективов, в ГПУ - 15 тысяч. Но разница в их работе не в цифрах вовсе. Это разница размером в Гранд Каньон, и дело не только в качестве кадров (в ГПУ тоже есть отличные), а во всей системе работы, выстроенной в НАБ.
Вот такие мысли возникают, если посмотреть на ночь блокбастер.
Автор: Екатерина Горчинская