С Довгого не сняли иммунитет, Добкина, думаю, тоже не сдадут: несмотря на всю их одиозность, они всё равно «свои», «одни из нас». Парламент вызывающе поставил круговую поруку выше закона. И вот почему до сих пор никто не заикается о ликвидации депутатской неприкосновенности, хотя на самом деле нет ничего проще, чем проголосовать за это хоть завтра.
Но будем реалистами: где голосование за снятие неприкосновенности – и где «посадят». Это практически не связанные вещи при нынешней судебной системе. Голосование – это на самом деле всего лишь удовлетворение просьбы ГПУ сделать свою работу полноценно и без искусственных препятствий. Тезис о том, что следователи опять не потрудились грамотно оформить подозрения уже порядком надоел.
Не исключено, что если суд не развалит эти дела на начальной стадии, то все закончится традиционным залогом. То есть, речь идёт не более, чем о «лишних» расходах для подозреваемых. Но сопротивляются они так, словно с последним писком системы «Рада» депутатское кресло провалится в пыточную с последующей конфискацией. Хотелось бы, но пока такого не было.
До депутатов, видимо, не доходит, что когда Фейсбук саркастично хихикает над их выкрутасами, остальные 80-90% избирателей Фейсбук не читают, потому этих насмешек оценить не смогут. Для большинства из них законодательная власть страны, защищаясь мандатом, снова и снова делегитимизирует себя, а потому их желание провести перевыборы только усилится.
Таким поведением комитета парламент фактически противопоставляет себя всему обществу. А если эта Рада нелегитимна в глазах общественности, то любая бойкая партия относительно небольшими усилиями ввергнет страну в досрочные выборы, но не для того, чтобы отменить неприкосновенность или сделать что-то хорошее, а чтобы тоже стать неприкасаемыми. И представители международного сообщества перевыборы молча поддержат: для них в приоритете, всё-таки, борьба с коррупцией, а не досиживание этого состава парламента до 2019 года. Другой вопрос, что эффективнее – ввязаться в многомесячную выборную кампанию и получить еще раз такой же по качеству состав Рады вместе с той же неприкосновенностью или привлечь к ответственности хотя бы тех, кто с большой степенью вероятности будет признан виновным. Они знают, за в чем они виноваты, мы знаем, ГПУ знает, суд знает. Все как в Гонконге имени Ли Куан Ю.
Что бы мы ни думали о самом генпрокуроре Луценко, фейсбучные подозрения, что его ведомство опять налажало, на самом деле лишь надуманный и никем не обоснованный повод относится к делу посадки коррупционеров со снисходительной улыбкой. Но ведь прокуратура заявляет самоочевидные вещи. И все это понимают. Но не хотят принять жизни по закону. И в первую очередь парламентарии. Но если Луценко пробьет эту стену, только представьте, какие знаменитые фамилии окажутся на скамье подсудимых. Даже если их не посадят, мы хотя бы увидим процесс. Только так можно обесценить неприкосновенность. Мы это знаем. И они это знают.
И в общем, зря они себя посчитали Коза Ностра. На их стороне упорство, но не сила. Им бы не Луценко бояться, а внимательно отслеживать социологию с позитивной динамикой одобрения населением «народных судов» в условиях недействующего закона...
Автор: Алексей Голобуцкий