Контракти.ua

1712  —  05.07.17
Одесский НПЗ как показная борьба с режимом Януковича, или Зачем Луценко вернул государству груду металлолома
Одесский НПЗ как показная борьба с режимом Януковича, или Зачем Луценко вернул государству груду металлолома

Суд с подачи прокуратуры конфисковал у компании "ВЕТЭК" беглого олигарха Сергея Курченко в пользу государства Одесский нефтеперерабатывающий завод. Такое решение принял Суворовский районный суд Одесской области в рамках сделки, которую следствие заключило с одним из фигурантов уголовного дела против  преступной группировки Курченко. «Завод перешел в собственность государства в лице Кабинета министров", – написал генпрокурор Юрий Луценко.

Можно было бы поздравить Генеральную прокуратуру с обретением государством еще одного объекта, уворованного преступной властью. Однако вряд ли есть повод открывать шампанское и строить планы по дальнейшему использованию Одесского НПЗ. Генпрокурор надеется, что завод будет быстро и прозрачно приватизирован. Но относительно этого есть очень большие сомнения – скорее всего, Генпрокуратура вернула в собственность государства не нефтеперерабатывающий завод, а груду металлолома. Но обо всем по порядку.

Одесский НПЗ был приватизирован еще в 1999 г. российскими компаниями «Синтез Ойл» и «Лукойл». Планы были просты: у россиян, как известно, много нефти, а Украина – один из крупнейших потребителей топлива. Выгода была более чем очевидна – транспортировать нефть и продавать готовые нефтепродукты на месте. В 2001 г. предприятие полностью перешло в собственность «Лукойла», однако уже в 2010 г. работа завода была остановлена – производство нефтепродуктов на его мощностях было низкорентабельным.

Через три года Одесский НПЗ был приобретен холдингом «ВЕТЭК» «молодого и успешного» бизнесмена Сергея Курченко, работавшего на «схемах» времен Виктора Януковича. Стоимость сделки составила ориентировочно 125 млн. долларов, но Курченко денег не считал – завоз в страну топлива в обход уплаты налогов давал «ВЕТЭК» такой «навар», что он мог позволить себе купить десяток таких заводов. Курченко даже заключил контракты на поставку российской нефти с «Роснефтью» и «Лукойлом» - предполагалось, что она будет поставляться по морю в Одессу. Однако вряд ли Сергей Курченко планировал наладить честный и прозрачный бизнес по производству нефтепродуктов. Скорее всего, Одесский НПЗ планировалось использовать в различных «схемах» ухода от уплаты налогов. Когда стало известно об этой сделке, все вменяемые эксперты на вопрос журналистов «Зачем Курченко Одесский НПЗ?» разводили руками, а в неформальных беседах – крутили пальцем у виска.

Хотя Одесский НПЗ был остановлен сравнительно недавно – в начале 2014 года – перспективы его запуска более чем туманные. Это предприятие всегда было самым низкоэффективным среди украинских НПЗ. Эксперт рынка нефти и нефтепродуктов, директор «Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн ранее отмечал, что глубина переработки, или другими словами – сколько светлых нефтепродуктов может «выжать» завод из нефти, на Одесском НПЗ была менее 50%. Тогда как у современных НПЗ глубина переработки составляет не менее 75%. Российские владельцы сумели обойти этот недостаток – неликвидные отходы деятельности предприятия они отправляли для более глубокой переработки на свои предприятия в Болгарии и Румынии, но для украинских владельцев эта схема работать уже не будет.

Если же говорить о модернизации Одесского НПЗ, то этот вариант невозможен – это слишком дорогое удовольствие. Установка дополнительного оборудования, которое повысит глубину переработки нефти обойдется в сумму не менее 1 млрд долларов. Таких денег у украинского  государства просто нет, а частный инвестор не рискнет их вложить. Кроме того, вряд ли какой инвестор рискнет приобрести Одесский НПЗ с учетом того, что права на это предприятие заявлял российский ВТБ банк – якобы имущество НПЗ банк получил в залог под выданные «ВЕТЭК» Курченко кредиты.

Помимо этого, как рассказывал один из бывших директоров предприятия, даже если бы деньги на модернизацию Одесского НПЗ нашлись, местоположение завода таково, что ему просто некуда расширяться – нет свободных площадей для установок каталитического крекинга и гидрокрекинга, позволяющих выпускать качественное топливо по современным стандартам. Кроме того, Одесский НПЗ - маломощное предприятие, его проектная мощность составляет около 2,8 млн тонн переработки нефти в год, что очень мало для рентабельной работы. Для сравнения – мощность Лисичанского НПЗ составляет около 24 млн тонн нефти в год.

Ну и последний гвоздь в крышку гроба Одесского НПЗ – он «заточен» под переработку российской нефти марки Urals, а заключение с россиянами в нынешних условиях контрактов на поставку нефти на предприятие в Украине выглядит более чем фантастической затеей.

Поэтому все разговоры о том, что в собственность государства Украина вернулось стратегическое предприятие, которое можно будет  снова приватизировать и пополнить  государственный бюджет – не более чем выдача желательного за действительное. Одесский НПЗ – это предприятие из прошлого века, и самая реальная его перспектива – быть порезанным на металлолом и освободить площадку для другого бизнеса.

Автор: Александр Колосовский

Статьи по теме
Переваги потенційного ембарго на експорт в Росію
Переваги потенційного ембарго на експорт в Росію

Неспровоковане та незаконне вторгнення Росії в суверенну Україну триває. Народ та військо України продовжують спротив агресору, спираючись на підтримку своїх союзників. Про варіант додаткових обмежень, які запропонували Сполучені Штати та реакцію союзників на неї читайте в матеріалі.  
04.05.23 — 5493

Нафта дешевшає третій тиждень поспіль: що впливає на світові ціни
Нафта дешевшає третій тиждень поспіль: що впливає на світові ціни

Ціни на нафту виросли в п'ятницю, 16 вересня, але очікується тижневе зниження на тлі побоювань різкого підвищення процентних ставок, яке загальмує глобальне зростання і вдарить по попиту на паливо.
17.09.22 — 832

Казахстан перейменовує свою нафту через санкції проти росії
Казахстан перейменовує свою нафту через санкції проти росії

Казахстан із понеділка, 6 червня офіційно перейменує свою експортну нафту, аби уникнути можливого ототожнення казахстанської сировини з російською, яка потрапила під санкції Європейського Союзу. Нова назва казахстанської нафти - KEBCO.
05.06.22 — 1030